ЭКИПАЖ ВС И БЕЗОПАСНОСТЬ ПОЛЕТОВ

1.3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЭКИПАЖУ

Вопросы безопасности полетов в рамках авиаци­онной транспортной системы решаются всеми ее структурными звеньями. Так, система «Обеспечения полетов» поддерживает техническую надежность ВС и его готовность к полету, предварительную и пред­полетную подготовку экипажа, надежность назем­ных светотехнических и радиотехнических средств.

Система «УВД» обеспечивает безопасность воз­душного движения непосредственно в процессе вы­полнения полета путем безопасного эшелонирования ВС в воздушном пространстве и своевременными рекомендациями и указаниями экипажу, облегчаю­щими их функциональную деятельность.

Безопасность полета возможна только в результа­те коллективной целенаправленной и эффективной деятельности персонала всех структурных звеньев авиационной транспортной системы. Вместе с тем наиболее важным, решающим звеном в достижении высокого уровня безопасности полетов является экипаж ВС. Это связано со специфическими условия­ми деятельности летного состава в условиях дефи­цита времени, значительных физических и психоло­гических нагрузок.

Как бы ни была высока надежность ВС и назем­ных средств обеспечения полета, его исход определя­ется возможностями и уровнем подготовки экипажа. Условно можно говорить, что техническая надеж­ность ВС и наземных средств являются фундаментом безопасности полета, а уровень подготовки экипа­жа— его завершающей надстройкой.

. Экипаж ВС состоит из командира, других лиц летного состава и обслуживающего персонала. Состав и порядок формирования экипажа определяется МГА в зависимости от типа, класса и назначения ВС, а также от цели и условий полета.

Экипаж ВС, управление которым при выполнении полета обеспечивается одним пилотом и не требует наличия на борту других членов экипажа, состоит из командира ВС. Минимальный состав экипажа указывается в Руководстве по летной эксплуатации ВС. Полеты ВС при неполном составе экипажа за­прещаются.

К летному составу экипажа относятся лица, имею­щие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации ВС и их оборудования: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, пилоты-наблюдатели, а также борт­операторы ВС, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа относятся бортпроводники и бортоператоры грузовых само­летов.

В состав экипажа ВС, занесенного в Государст­венный реестр гражданских воздушных судов СССР, могут входить только граждане СССР. Исключения из этого правила могут устанавливаться в порядке, предусмотренном Советом Министров СССР. Лица, входящие в состав экипажа, должны в соответствии с занимаемой должностью иметь специальную подго­товку, знать и выполнять требования Воздушного кодекса Союза ССР, Положения об использовании воздушного пространства СССР, Основных правил полетов в воздушном пространстве СССР, НПП ГА-85, Устава о дисциплине работников гражданской авиа­ции, Руководства по летной эксплуатации ВС и дру­гих нормативных актов МГА, регламентирующих их работу.

Члены экипажа воздушного судна по состоянию здоровья должны соответствовать требованиям, уста­новленным МГА. Пригодность к летной работе по состоянию здоровья определяется врачебно-летными экспертными комиссиями гражданской авиации. Ко­мандир ВС руководит всей деятельностью экипажа, а в случае вынужденной посадки, и действиями всех лиц, находившихся на борту судна, до передачи сво­их полномочий компетентным органам.

Распоряжения командира ВС должны беспрекос­ловно выполняться всеми лицами, находящимися на борту. В зависимости от уровня подготовки и опыта

работы летному составу и другим специалистам при­сваиваются классы и выдаются соответствующие сви­детельства в порядке, устанавливаемом МГА. Чле­ны экипажа во время выполнения служебных обязан­ностей должны быть одеты по установленной форме, иметь при себе действующее свидетельство и предъ­являть его по требованию уполномоченных должност­ных лиц.