Противопожарная система двигателей и главного редуктора

Противопожарная система двигателей и главного редуктора пред­назначена для обнаружения возникновения пожара и тушения его. Все подкапотное пространство двигательной установки разделено противо­пожарными перегородками на три изолированных отсека: отсек правого двигателя, отсек левого двигателя и отсек главного редуктора.

При возникновении пожара огнегасящий состав из баллонов подает­ся именно в тот отсек, где возник пожар. Срабатывание противопожар­ных баллонов происходит в три очереди. Первая очередь — автоматиче­ская, вторая и третья — принудительные от кнопок, установленных на противопожарном щитке в кабине пилота.

В противопожарную систему (рис. 61) входят агрегаты: три баллона с огнегасящим составом; блок электромагнитных кранов; обратные кла­паны; распылительные кольца; сигнализация о пожаре ССП-6-БИ.

Противопожарные баллоны марки ОС-2—шаровой формы, выполнены из стали ЗОХГСА. В штуцер баллона ввернута на конусной резьбе пироголовка затворного типа с сифонной трубкой (рис. 62).

Клапан пироголовки в закрытом положении удерживается рычагами и прижимным болтом. Вскрывается пироголовка при взрыве пиропатро­на марки ПП-6 или ПП-9. На пироголовке установлен манометр, пока­зывающий давление газа в баллоне (сжатого воздуха в смеси с углекис­лотой), и предохранительная мембрана, которая разрывается при чрез­мерном повышении давления в баллоне и стравливает газовую часть заряда в атмосферу. На баллон наклеивается таблица давлений по тем­пературе окружающей среды. Баллоны заряжаются огнегасящим сос­тавом «7» весом 3,4 кГ (бромистого метила 2,3 ±0,25 кГ, бромистого

этила 0,575±0,025 кГ, угольного ангидрида 0,26 + 0,05 кГ) и подзаряжа­ются сжатым воздухом до давления 75±5/с/7сл*2при температуре +20° С. Огнегасящий состав «7» может быть заменен фреоном 114 (тетрафтор — дибромэтан), который почти также эффективен, как и состав «7», но не так токсичен, не вызывает коррозии. Насыщение отсека фреоном 114Вз на 6% уже гасит пожар. Удельный вес фреона равен 2,18 Г/смг. Фреон 114В2 заряжается в баллон в количестве 2,7 кГ, давление воздуха до­водится до 100 кГ/см2 при температуре +15° С.

Два противопожарных баллона, блок электромагнитных кранов и обратные клапаны установлены в редукторном отсеке сзади главного ре­дуктора. Третий противопожарный баллон установлен в радиоотсеке.

5—3980

65

Блок электромагнитных кранов состоит из корпуса с четырьмя штуцерами, тремя клапанами и трех электромагнитов с кон­цевыми выключателями. К одному штуцеру корпуса огнегасящий состав подводится от баллонов, а по трем штуцерам с клапанами этот состав отводится в распылители. Каждый клапан управляется своим электромагнитом. При срабатывании любого электромагнита замыкает­ся цепь пиропатрона пироголовки и сигнальной лампы на табло, сигна­лизирующем о пожаре.

Обратные клапаны установлены у баллонов и не позволяют огнегасящему составу перетекать из одного баллона в другой при работе противопожарной системы.

Распылительные кольца 1 (см. рис. 61) представляют со­бой трубки из нержавеющей стали с большим количеством отверстий диаметрами 0,8 мм. На каждом двигателе установлено одно кольцо у всасывающего патрубка компрессора, другое — в районе камеры сгора­ния. В отсеке главного редуктора установлено кольцо-распылитель вок­руг картера редуктора и неполное кольцо сверху редуктора.

Сигнализация о пожаре ССП-6-БИ включает 27 датчиков ДТБГ, 27 розеток для датчиков ССП-2И-Р, три исполнительных блока ССП-6-БИ, световое табло, АЗС, кнопки принудительного включения системы.

В отсеках двигателей и главного редуктора установлено по девять датчиков ДТБГ. В каждом отсеке датчики разделены на три группы по три датчика для надежности их срабатывания.

Чувствительным элементом датчика ДТБГ является дифференциаль­ная термобатарея, собранная из семи последовательно соединенных хро — мель-копелевых термопар. При быстром нагреве чувствительного эле­мента (термобатареи) на выходных контактах датчика появляется тер­моэлектродвижущая сила. Крепится датчик гайкой в розетке ССП-2И-Р. Плюсовый контакт вилки датчика имеет больший диаметр, чем мину­совый контакт.

Датчики надежно срабатывают при скорости нарастания температу­ры среды, окружающей датчики, 2° в секунду и одновременном нагреве трех датчиков до температуры не ниже 180°С. Датчики сохраняют ра­ботоспособность при изменении температуры окружающей среды от —60° до +350° С, при охвате датчиков пламенем в течение 20 сек, при относительной влажности окружающей среды до 98%, при разрежении среды до 40 мм рт. ст. и при вибрациях от 20 до 200 гц.

Исполнительный блок ССП-6-БИ имеет шасси, на котором смонтиро­ваны поляризованные низкоомные реле типа РПС-5, силовое реле ТКЕ22ПДТ, сопротивление типа УЛИ-0,1, сопротивление типа МЛТ-0,5. Блок закрыт крышкой, на которой установлены три кнопки проверки исправности цепей датчиков. Блоки закреплены внутри кабины справа у передней входной двери.

Пульт управления противопожарной системой расположен слева над приборной доской между левым и центральным электропультами. На пульте установлено световое табло и кнопки включения системы.

Система ССП-6 работает следующим образом. При охвате датчиков средой, температура которой нарастает со скоростью не ниже 2° в се­кунду, в термобатареях этих датчиков возникает термоэлектродвижу­щая сила, которая поступает на поляризованное реле исполнительного блока. Срабатывая, это реле подает ток 27 в на обмотку силового реле ТК. Е22ПДТ. Силовое реле замыкает электрическую цепь постоянного тока электромагнита блока электромагнитных кранов, в отсеке которого возник пожар. Электромагнит открывает клапан на свое распылитель­ное кольцо (коллектор), концевым выключателем включает электроцепь взрыва пиропатрона пироголовки баллона первой очереди и одновремен-

но с этим в кабине пилота на табло загорается лампа сигнализации о пожаре. Ес­ли через 6 сек лампа на табло не погаснет, пилот обязан вручную включить сначала баллон второй оче­реди, а затем и третьей.

Противопожарные пере­городки относятся к пас­сивным средствам противо­пожарной защиты. Про­дольная противопожарная перегородка разделяет дви­гатели между собой, попе­речная противопожарная перегородка отделяет двига­тели от отсека главного ре­дуктора. Эти перегородки в нижней части приклепаны к потолочной панели фюзе­ляжа, а в верхней части замыкаются профилями и входным туннелем в венти­ляторную установку, обра­зуя при этом каркас капо­тов.

Продольная противопо­жарная перегородка (рис.

63)—двухслойная, изготов­лена из титановых листов, сваренных между собой по контуру и в точках пересе­чения зигов, выполненных на листах во взаимно перпендикулярном направлении. Перегородка по контуру окантуется уголками. К верхней части продольной противо­пожарной перегородки прикреплен кожух вентилятора, изготовленный из титанового листа, и канал забора воздуха для вентилятора, выпол­ненный из дюралюминиевого листа. ‘В перегородке имеется люк для доступа к агрегатам двигателей.

Поперечная противопожарная перегородка (рис. 64) изготовлена из титанового листа, по контуру окантована уголками. В перегородке име­ются окантованные отверстия для главных валов трансмиссии и отвер­стия для тяг крепления двигателей. Эти отверстия герметизируются разъемными хомутами.

7. Капоты

Отсеки двигателей и главного редуктора закрыты капотами. Откры­вающиеся и съемные люки и крышки капотов обеспечивают подходы к двигателям, редуктору, вентиляторной установке и другим агрегатам, расположенным в подкапотном пространстве. В закрытом положении крышки и люки крепятся винтовыми замками. Капоты (рис. 65) состоят из переднего съемного люка, двух передних боковых крышек, двух сред­них крышек, верхней крышки, двух крышек главного редуктора и кон­цевого отсека капотов.

Передний съемный люк расположен в лобовой части капота под кана­лом забора воздуха в вентилятор. Люк склепан из листовой штамповки и наружного дюралюминиевого листа. В наружной обшивке люка име-

6/

ется отверстие для прохода наружного воздуха в подкапотное простран­ство каждого двигателя. При стоянке вертолета на земле эти отверстия перекрыты клапанами, представляющими собой дюралюминиевые под­вешенные шарнирно пластины. Клапаны работают по принципу весовых клапанов. Во время полета клапаны открываются под действием ско­ростного напора и пропускают воздух в подкапотное пространство. При возникновении пожара, когда повышается внутреннее давление в отсе­ке двигателя, клапаны закрываются.

Передние боковые крышки отсека двигателя штампованы из дюр­алюминия, в верхней части подвешены на шарнирах. Для выполнения работ крышки поднимаются вверх и фиксируются самозапирающимися рычагами. В закрытом положении крышки снизу запираются винтовыми замками и спереди фиксируются штырями. Внизу крышки закреплен страховочный крюк.

Средние крышки отсека двигателя — съемные, крепятся на винтовых замках. Крышки представляют собой штампованные листы с приклепан­ными обшивками. Крышки имеют дополнительные лючки, отверстия для выхлопных труб и отштампованные жабры для выхода воздуха из под­капотного пространства.

Верхняя крышка также съемная, она закрывает радиаторы и венти­лятор. Крышка выполнена из штампованного листа с приклепанной дюралюминиевой обшивкой. В крышке имеются три окна, закрытые сеткой. Окна служат для выхода воздуха, продуваемого вентилятором.

Крышки редукторного отсека в нижней части укреплены шарнирно, а вверху крепятся винтовыми замками. Крышки открываются вниз и в открытом положении могут служить трапами при обслуживании ре­дукторного отсека. Крышки — клепаной конструкции, состоят из шпан­гоутов, профилей и обшивок. Площадка трапа имеет конусные стальные заклепки, предохраняющие от скольжения. В открытом положении крышки удерживаются каждая двумя тросами. Концевой отсек капотов состоит из неподвижной части, закрепленной к фюзеляжу, и съемной задней дюралюминиевой обшивки. Обшивка снимается для обеспечения подхода к агрегатам, расположенным в концевом отсеке капотов.

Глава V