Противопожарная система двигателей и главного редуктора
Противопожарная система двигателей и главного редуктора предназначена для обнаружения возникновения пожара и тушения его. Все подкапотное пространство двигательной установки разделено противопожарными перегородками на три изолированных отсека: отсек правого двигателя, отсек левого двигателя и отсек главного редуктора.
При возникновении пожара огнегасящий состав из баллонов подается именно в тот отсек, где возник пожар. Срабатывание противопожарных баллонов происходит в три очереди. Первая очередь — автоматическая, вторая и третья — принудительные от кнопок, установленных на противопожарном щитке в кабине пилота.
В противопожарную систему (рис. 61) входят агрегаты: три баллона с огнегасящим составом; блок электромагнитных кранов; обратные клапаны; распылительные кольца; сигнализация о пожаре ССП-6-БИ.
Противопожарные баллоны марки ОС-2—шаровой формы, выполнены из стали ЗОХГСА. В штуцер баллона ввернута на конусной резьбе пироголовка затворного типа с сифонной трубкой (рис. 62).
Клапан пироголовки в закрытом положении удерживается рычагами и прижимным болтом. Вскрывается пироголовка при взрыве пиропатрона марки ПП-6 или ПП-9. На пироголовке установлен манометр, показывающий давление газа в баллоне (сжатого воздуха в смеси с углекислотой), и предохранительная мембрана, которая разрывается при чрезмерном повышении давления в баллоне и стравливает газовую часть заряда в атмосферу. На баллон наклеивается таблица давлений по температуре окружающей среды. Баллоны заряжаются огнегасящим составом «7» весом 3,4 кГ (бромистого метила 2,3 ±0,25 кГ, бромистого
этила 0,575±0,025 кГ, угольного ангидрида 0,26 + 0,05 кГ) и подзаряжаются сжатым воздухом до давления 75±5/с/7сл*2при температуре +20° С. Огнегасящий состав «7» может быть заменен фреоном 114 (тетрафтор — дибромэтан), который почти также эффективен, как и состав «7», но не так токсичен, не вызывает коррозии. Насыщение отсека фреоном 114Вз на 6% уже гасит пожар. Удельный вес фреона равен 2,18 Г/смг. Фреон 114В2 заряжается в баллон в количестве 2,7 кГ, давление воздуха доводится до 100 кГ/см2 при температуре +15° С.
Два противопожарных баллона, блок электромагнитных кранов и обратные клапаны установлены в редукторном отсеке сзади главного редуктора. Третий противопожарный баллон установлен в радиоотсеке.
5—3980 |
65
Блок электромагнитных кранов состоит из корпуса с четырьмя штуцерами, тремя клапанами и трех электромагнитов с концевыми выключателями. К одному штуцеру корпуса огнегасящий состав подводится от баллонов, а по трем штуцерам с клапанами этот состав отводится в распылители. Каждый клапан управляется своим электромагнитом. При срабатывании любого электромагнита замыкается цепь пиропатрона пироголовки и сигнальной лампы на табло, сигнализирующем о пожаре.
Обратные клапаны установлены у баллонов и не позволяют огнегасящему составу перетекать из одного баллона в другой при работе противопожарной системы.
Распылительные кольца 1 (см. рис. 61) представляют собой трубки из нержавеющей стали с большим количеством отверстий диаметрами 0,8 мм. На каждом двигателе установлено одно кольцо у всасывающего патрубка компрессора, другое — в районе камеры сгорания. В отсеке главного редуктора установлено кольцо-распылитель вокруг картера редуктора и неполное кольцо сверху редуктора.
Сигнализация о пожаре ССП-6-БИ включает 27 датчиков ДТБГ, 27 розеток для датчиков ССП-2И-Р, три исполнительных блока ССП-6-БИ, световое табло, АЗС, кнопки принудительного включения системы.
В отсеках двигателей и главного редуктора установлено по девять датчиков ДТБГ. В каждом отсеке датчики разделены на три группы по три датчика для надежности их срабатывания.
Чувствительным элементом датчика ДТБГ является дифференциальная термобатарея, собранная из семи последовательно соединенных хро — мель-копелевых термопар. При быстром нагреве чувствительного элемента (термобатареи) на выходных контактах датчика появляется термоэлектродвижущая сила. Крепится датчик гайкой в розетке ССП-2И-Р. Плюсовый контакт вилки датчика имеет больший диаметр, чем минусовый контакт.
Датчики надежно срабатывают при скорости нарастания температуры среды, окружающей датчики, 2° в секунду и одновременном нагреве трех датчиков до температуры не ниже 180°С. Датчики сохраняют работоспособность при изменении температуры окружающей среды от —60° до +350° С, при охвате датчиков пламенем в течение 20 сек, при относительной влажности окружающей среды до 98%, при разрежении среды до 40 мм рт. ст. и при вибрациях от 20 до 200 гц.
Исполнительный блок ССП-6-БИ имеет шасси, на котором смонтированы поляризованные низкоомные реле типа РПС-5, силовое реле ТКЕ22ПДТ, сопротивление типа УЛИ-0,1, сопротивление типа МЛТ-0,5. Блок закрыт крышкой, на которой установлены три кнопки проверки исправности цепей датчиков. Блоки закреплены внутри кабины справа у передней входной двери.
Пульт управления противопожарной системой расположен слева над приборной доской между левым и центральным электропультами. На пульте установлено световое табло и кнопки включения системы.
Система ССП-6 работает следующим образом. При охвате датчиков средой, температура которой нарастает со скоростью не ниже 2° в секунду, в термобатареях этих датчиков возникает термоэлектродвижущая сила, которая поступает на поляризованное реле исполнительного блока. Срабатывая, это реле подает ток 27 в на обмотку силового реле ТК. Е22ПДТ. Силовое реле замыкает электрическую цепь постоянного тока электромагнита блока электромагнитных кранов, в отсеке которого возник пожар. Электромагнит открывает клапан на свое распылительное кольцо (коллектор), концевым выключателем включает электроцепь взрыва пиропатрона пироголовки баллона первой очереди и одновремен-
но с этим в кабине пилота на табло загорается лампа сигнализации о пожаре. Если через 6 сек лампа на табло не погаснет, пилот обязан вручную включить сначала баллон второй очереди, а затем и третьей.
Противопожарные перегородки относятся к пассивным средствам противопожарной защиты. Продольная противопожарная перегородка разделяет двигатели между собой, поперечная противопожарная перегородка отделяет двигатели от отсека главного редуктора. Эти перегородки в нижней части приклепаны к потолочной панели фюзеляжа, а в верхней части замыкаются профилями и входным туннелем в вентиляторную установку, образуя при этом каркас капотов.
Продольная противопожарная перегородка (рис.
63)—двухслойная, изготовлена из титановых листов, сваренных между собой по контуру и в точках пересечения зигов, выполненных на листах во взаимно перпендикулярном направлении. Перегородка по контуру окантуется уголками. К верхней части продольной противопожарной перегородки прикреплен кожух вентилятора, изготовленный из титанового листа, и канал забора воздуха для вентилятора, выполненный из дюралюминиевого листа. ‘В перегородке имеется люк для доступа к агрегатам двигателей.
Поперечная противопожарная перегородка (рис. 64) изготовлена из титанового листа, по контуру окантована уголками. В перегородке имеются окантованные отверстия для главных валов трансмиссии и отверстия для тяг крепления двигателей. Эти отверстия герметизируются разъемными хомутами.
7. Капоты
Отсеки двигателей и главного редуктора закрыты капотами. Открывающиеся и съемные люки и крышки капотов обеспечивают подходы к двигателям, редуктору, вентиляторной установке и другим агрегатам, расположенным в подкапотном пространстве. В закрытом положении крышки и люки крепятся винтовыми замками. Капоты (рис. 65) состоят из переднего съемного люка, двух передних боковых крышек, двух средних крышек, верхней крышки, двух крышек главного редуктора и концевого отсека капотов.
Передний съемный люк расположен в лобовой части капота под каналом забора воздуха в вентилятор. Люк склепан из листовой штамповки и наружного дюралюминиевого листа. В наружной обшивке люка име-
6/
ется отверстие для прохода наружного воздуха в подкапотное пространство каждого двигателя. При стоянке вертолета на земле эти отверстия перекрыты клапанами, представляющими собой дюралюминиевые подвешенные шарнирно пластины. Клапаны работают по принципу весовых клапанов. Во время полета клапаны открываются под действием скоростного напора и пропускают воздух в подкапотное пространство. При возникновении пожара, когда повышается внутреннее давление в отсеке двигателя, клапаны закрываются.
Передние боковые крышки отсека двигателя штампованы из дюралюминия, в верхней части подвешены на шарнирах. Для выполнения работ крышки поднимаются вверх и фиксируются самозапирающимися рычагами. В закрытом положении крышки снизу запираются винтовыми замками и спереди фиксируются штырями. Внизу крышки закреплен страховочный крюк.
Средние крышки отсека двигателя — съемные, крепятся на винтовых замках. Крышки представляют собой штампованные листы с приклепанными обшивками. Крышки имеют дополнительные лючки, отверстия для выхлопных труб и отштампованные жабры для выхода воздуха из подкапотного пространства.
Верхняя крышка также съемная, она закрывает радиаторы и вентилятор. Крышка выполнена из штампованного листа с приклепанной дюралюминиевой обшивкой. В крышке имеются три окна, закрытые сеткой. Окна служат для выхода воздуха, продуваемого вентилятором.
Крышки редукторного отсека в нижней части укреплены шарнирно, а вверху крепятся винтовыми замками. Крышки открываются вниз и в открытом положении могут служить трапами при обслуживании редукторного отсека. Крышки — клепаной конструкции, состоят из шпангоутов, профилей и обшивок. Площадка трапа имеет конусные стальные заклепки, предохраняющие от скольжения. В открытом положении крышки удерживаются каждая двумя тросами. Концевой отсек капотов состоит из неподвижной части, закрепленной к фюзеляжу, и съемной задней дюралюминиевой обшивки. Обшивка снимается для обеспечения подхода к агрегатам, расположенным в концевом отсеке капотов.
Глава V