AQM-34

США

AQM-34

После применения Северным Вьетнамом совет­ских зенитных ракетных комплексов С-75 проведе­ние воздушной разведки с помощью самолетов стало очень опасным мероприятием. Выход был найден в использовании для разведывательных целей беспи­лотных ЛА. На базе воздушной мишени BQM-34 Firebee в спешном порядке были разработаны 28 ва­риантов разведчика. Компанией Teledyne Ryan Arrow на аппарат устанавливалось оборудование для фото­разведки. ИК-разведки и радиоэлектронной разведки.

Первый разведывательный БПЛА под индексом модель 147А полетел в апреле 1962 г. От мишени BQM-34A он отличался новой навигационной систе­мой и увеличенным запасом топлива. Использовались тот же двигатель^9-Т-29, как и на BQM-34A, и анало­гичная система запуска и спуска на парашюте. После

_ jc

успешных испытаний была разработана серия раз­ведывательных БПЛА:

• модель 147В — первый высотный разведчик, предназначенный для проведения фоторазведки. От­личался более длинным фюзеляжем для дополни­тельного топлива и полезной нагрузки и более чем удвоенным размахом крыльев. Применялся между 1964 и 1965 гг.;

• модель 147D — оборудован аппаратурой элек­тронной разведки и использовался для нужд ЦРУ;

• модель 147F — модернизированный 147В и ис­пользовался ВМФ для отладки широкополосного по­становщика помех AN/ALQ-51 системам сопровожде­ния;

• модель 147G —модернизированный 147В с более длинным фюзеляжем и более мощным двигателем J69-T-41A. Оснащался телевизионной камерой с из­меняющимся увеличением и передатчиком, способ­ным передавать изображение в реальном масштабе времени. Некоторые 147G позже были модернизиро­ваны в 147J, а один 147G преобразован в XQM-103A;

• модель 147Н, позже получившая обозначение AQM-34N, представляла собой высотный вариант раз­ведчика и отличалась увеличенным размахом крыла;

• модель 147NA/NC — средневысотный вариант БПЛА для ведения РЭБ, созданный при содействии ВВС США, получил обозначение AQM-34G. Внешне похожий на 147C/D, он был способен нести аппара­туру постановки активных помех или контейнер AN/A. LE-2 с пассивными помехами. Некоторые 147NC были переоборудованы в AQM-34H для сбра­сывания пропагандистских листовок. AQM-34J (мо-

AQM-34

Китайский вариант БПЛА W7-5

дель 147NC (Ml)) предназначался для проведения низковысотной фоторазведки, a 147NRE — для прове­дения вечерней электронной разведки;

• модель 147S—улучшенный низковысотный вари­ант для дневной фоторазведки. Было пос троено не­сколько подвариантов, начальным являлся 147SA. Все модели имели короткие крылья, как у BQM-34A, но бо­лее длинный фюзеляж и более мощный двигатель. 147SB был дальнейшей модернизацией 147SA, a AQM-34K (147SRE) — очная версия разведчика 147SB. 147SK представлял собой морской вариант, изменен­ный для запуска с судна нулевой длины;

• модель AQM-34L (147SC) — маловысотный ва­риант для проведения фоторазведки. Являлся наибо­лее многочисленным (более 400 аппаратов) и выпус­кался по заказу ВВС США. Некоторые AQM-34LS были оборудованы ТВ-камерами и передатчиками для передачи изображения в реальном масштабе вре-

AQM-34

Запуск AQM-34 с наземной пусковой установки

мени. Они иногда назывались AQM-34L/TV. 147SC был наиболее удачной моделью разведчика с большим процентом успешно выполненных задач;

• модель AQM-34M (147SD) — модернизированный AQM-34L, оснащенный каналом связи для передачи изображения в реальном масштабе времени. Некото­рые AQM-34MS были оснащены аппаратурой навигации

LORAN и обозначались AQM-34M(L). AQM-34E/M мог­ли совершать полеты на высотах 60-150 м;

. модель AQM-34P (147Т), AQM-34Q (147ТЕ), AQM-34R — высотные разведчики, разработанные для проведения радиоэлектронной разведки. В ап­реле 1969 г. при проведении разведки радиочастот ЗРК Северного Вьетнама был сбит самолет ЕС-121. Это побудило ВВС США к разработке БПЛА для про­ведения радиоэлектронной разведки.

В ходе Вьетнамской войны более 1000 американ­ских Firebee совершили 3435 боевых вылетов, сохра­нив жизнь многим пилотам.

В 1967 г. Военно-Воздушные Силы в рамках про­граммы Combat Angel начали модернизацию моде­ли 147NA/piH проведения РЭБ, поскольку ощущалась нехватка самолетов РЭБ в силу их больших потерь в Северном Вьетнаме. Однако в связи с прекращени­ем бомбежек в ноябре 1968 г. необходимость прове­дения РЭБ отпала. Программа Combat Angel была продолжена в 1974 г., новый аппарат получил обозна­чение AQM-34V. Первый полет AQM-34V совершил в марте 1976 г. Он был оборудован аппаратурой актив­ной постановки помех AN/AI. E-2 и 38 контейнерами пассивных помех. Всего было построено приблизи­тельно 60 AQM-34V.

В конце 70-х гг. началось производство китайской версии Firebee под обозначением VVZ-5 (экспор тное обозначение — СН-1 — Chang Hong-1). WZ запускался с самолета ТУ-4, позже — с Y-8E. Посадка БПЛА про­изводилась с помощью парашюта.

Подпись: AQM-34L Firebee AQM-34N 3,96 9,75 8,84 9,14 2,03 2,03 1451 1737 ТРД J-691. ТРД J69-T-41A 871 871

AQM-34

Размах крыла, м

Длина, м………….

Высота, м………..

Масса, кг…………

Тип двигателя. Тяга, кгс

Скорость, км/ч:

крейсерская, км/ч……………………….. 780 —

максимальная , км/ч…………………… 1038………………… 676

Дальность полета, км…………………………. 1207 3862

Практический потолок, м………………. 15 240………….. 21 336

Разведывательная высота полета, м………………………. 60-150

М———