ЭКСПЛУАТАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК. ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
2.1. КЛАССИФИКАЦИЯ РАБОТ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ И РЕМОНТУ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
Работы ТОиР, выполняемые в процессе технической эксплуатации ВС, принято классифицировать по технологическим признакам или по этапам выполнения ТОиР [5]. Регламентные работы, выполняемые при ТО ВС, разделены на 4 вида: контроль состояния; заправочно-смазочные работы; работы по очистке и промывке; устранение неисправностей и текущий ремонт. Работы, выполняемые при ремонте ВС, разделены по этапам ремонта на виды: промывка, разборка и очистка, дефектация, ремонт, комплектация в сборку, сборка, испытания и контроль качества.
Каждый вид работ делится на группы и далее на подгруппы, объединенные общим технологическим признаком или этапом ТОиР. Указанная классификация хорошо отработана и закодирована, однако при всех ее положительных качествах (группировка однотипных работ, унификация технологических процессов, специализация исполнителей, единство терминологии и принципов организации выполнения и планирования ТОиР) не позволяет сформулировать потребность выполнения этих работ в процессе технической эксплуатации ВС и, соответственно, определить требования к приспособленности конструкции ВС к выполнению тех или иных работ при формировании системы ТЭ.
Выполнение любых работ при ТОиР ВС необходимо рассматривать с позиций целевого назначения работ по их воздействию на процессы технической эксплуатации и состояние ВС.
Известно, что выполнение работ в системе ТЭ должно обеспечивать поддержание и восстановление летной годности АТ и ее подготовку к использованию по назначению при требуемых уровнях надежности и готовности ВС к полетам. По целевому назначению и воздействию на техническое состояние ВС при решении основных задач системы ТЭ, все работы справедливо разделить на следующие виды [3]:
— технологическое обслуживание; поддержание и восстановление надежности;
— контроль технического состояния.
Работы технологического обслуживания обеспечивают подготовку ВС к использованию по назначению, стоянке или хранению и приведению его в исходное состояние после этих процессов, не связанных с надежностью.
Работы по поддержанию и восстановлению надежности обеспечивают свойство ВС сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих способность выполнять требуемые функции в заданных режимах и условиях эксплуатации ВС.
Работы по контролю технического состояния обеспечивают определение фактического технического состояния изделий для принятия альтернативных решений об исправности или неисправности ВС в целом.
Выполнение указанных видов целевых работ сопровождается выполнением вспомогательных работ. Вспомогательные работы не имеют самостоятельного целевого назначения в системе ТЭ ВС, а создают необходимые условия для выполнения целевых работ или обеспечивают возвращение ВС в исходное техническое состояние после их выполнения. Содержание и объем вспомогательных работ определяют приспособленность объекта эксплуатации к целевым работам ТОиР, его техническое совершенство, совершенство применяемых при ТОиР средств, оборудования и инструмента, а также качество технологических процессов выполнения целевых работ и совершенство всех видов документации, применяемой при технической эксплуатации ВС.
Рассмотренная классификация целевых работ закодирована и введена нормативными документами [2,8]. Пример кодирования приведен в табл. 2.1. Виды работ разделены на группы по общности технологических признаков и приемов выполнения работ, а группы разделены на подгруппы, конкретизированные в условиях реально выполняемых на ВС работ ТОиР. Дается следующая характеристика видов и групп работ ТОиР в системе ТЭ АТ
Работы технологического обслуживания не изменяют надежности изделий и ВС в целом как объекта эксплуатации в системе ТЭ, а обеспечивают непрерывную реализацию процесса эксплуатации каждого ВС последовательной сменой этапов эксплуатации. Целевое назначение для использования ВС по назначению имеют работы технологического обслуживания по заправке рабочих тел до требуемых норм для обеспечения полета по установленному маршруту, а также работы по подготовке к полету, связанные с приведением систем и оборудования ВС в рабочее состояние, которые выполняются до начала полета (начала руления ВС) техническим персоналом и экипажем. Все другие группы работ технологического обслуживания характеризуют техническое совершенство ВС и его приспособленность к реальным условиям эксплуатации.
Большой объем работ по очистке, стоянке и швартовке свидетельствует о недостаточной защищенности ВС от климатических воздействий и неприспособленности конструкции к реальным условиям эксплуатации. Аналогичный вывод следует из большого объема работ при хранении. Работы по подготовке, связанные с обеспечением ВС внешними источниками энергии характеризуют автономность его применения и соответственно определяют ограничения на реальные условия эксплуатации.
Классификация целевых работ в системе ТЭ ВС ГА
Таблица 2.1
|
Виды работ |
Содержание работ |
Целевое назначение |
Коды |
Поддер- жание и восстановление на — дежности |
1. Регулировочные работы |
Поддержание значений функциональных параметров и технических норм |
301-309 |
2. Демонтажно-монтажиые работы |
Восстановление исправности и работоспособности систем заменой неисправных и отказавших изделий |
311-319 |
|
3. Восстановление покрытий |
Восстановление защищенности изделий и конструкции ВС от климатических воздействий |
321-329 |
|
4. Восстановление деталей |
Восстановление геометрических, механических, физических и химических характеристик элементов изделий |
331-339 |
|
5. Ремонт изделия |
Восстановление работоспособности изделия и (или) параметров безотказности и долговечности |
341-349 |
|
6. Зарядка пиевмо-, гидроэлектрических и химических источников энергии |
Восстановление работоспособности систем и изделий |
351-359 |
|
7. Смазочные работы |
Восстановление работоспособности и долговечности изделий |
361-369 |
|
8. Работы по промывке |
Восстановление работоспособности и функциональных параметров систем и аэродинамических характеристик ВС |
371-379 |
|
9. Конструкционная доработка |
Восстановление работоспособности изделий и (или) параметров их надежности |
381-389 |
В общем случае технологическое обслуживание обеспечивает реализацию следующих этапов эксплуатации ВС: использование по назначению, стоянку между полетами, подготовку к полету и встречу после полета, а также хранение и транспортирование ВС при перерывах в полетах. Соответственно определению, эти работы не связаны непосредственно с надежностью (безотказностью, долговечностью и ремонтопригодностью) ВС, поэтому в системе ТОиР технологическое обслуживание должно быть отделено от понятий надежности и безопасности эксплуатации ВС и увязано только с конструктивными особенностями каждого типа ВС, проявляющимися на различных этапах его эксплуатации в реальных условиях, при заданных ограничениях на эти условия.
Работы по контролю технического состояния ВС, его систем, изделий и оборудования, независимо от применяемых методов и средств контроля, его глубины и достоверности, не изменяют фактического технического состояния объекта, а восстанавливают информацию о его состоянии в момент контроля. Если в
момент контроля t-t’ установлено, что изделие находится в исправном состоянии, то функция надежности P(t = t’) данного контролируемого изделия принимает начальное значение P(t = О) (с учетом достоверности и глубины контроля) и, соответственно, изменяется значение вероятности отказа этого изделия в момент времени непосредственно после контроля, что следует из соотношений показателей надежности, представленных в вероятностной и статистической фор
An(t’,t’+At) . Ы(р) At
где /(f) — плотность распределения;
An[t’,t’ + А/]- число данных изделий, отказавших в интервале;
N(t) — число исправных изделий к моменту Ґ.
Однако характер изменения P(t > f1) после контроля по-прежнему будет определяться X(f > f’). Если в момент контроля t-t’ установлено, что данное изделие находится в неисправном состоянии, то выполняются работы по поддержанию и восстановлению надежности (в том числе и замена изделия на новое), которые возвращают изделие в начальное (или нормативно-заданное) техническое состояние. Таким образом, работы по контролю технического состояния, как и определено, не управляют состоянием изделий в эксплуатации, а формируют управляющие воздействия на эти изделия в системе ТЭ.
Визуальный (субъективный) контроль состояния обеспечивает выявление случайных, не учитываемых при оценках надежности повреждений и разрушений с внешними проявлениями. Вероятности появления таких повреждений обычно не рассчитываются и не прогнозируются, а оцениваются экспертно, по результатам опыта эксплуатации и испытаний.
Работы по проверке функционирования позволяют определить способность объекта контроля выполнять заданные функции в момент контроля и непосредственно после него, согласно (1.1), однако значение P(t) при этом не восстанавливается до исходного значения Р(о) т. к. фактическое техническое состояние объекта остается неизвестным.
Работы по контролю и измерению параметров состояния изделий обеспечивают выявление фактического технического состояния и позволяют сделать прогноз о количественных характеристиках состояния изделия в последующий период эксплуатации.
Неразрушающие методы контроля позволяют выявить скрытые повреждения и структурные изменения в изделиях и соответственно уточнить фактическое техническое состояние дополнительно к работам предыдущей группы.
Работы по контролю надежности изделий проводятся с целью расчетов фактических показателей надежности по данным эксплуатации, испытаний и результатам контроля для всех вышеназванных групп контрольных работ. При контроле надежности работы непосредственно на изделиях не выполняются, а
производятся обработка информации о техническом состоянии изделий в эксплуатации и на испытаниях и расчеты надежности изделий методами теории надежности и математической статистики.
Работы по поддержанию и восстановлению надежности изделий в процессе эксплуатации, согласно определению, имеют целевое назначение обеспечить требуемую безотказность и долговечность изделий для отработки ресурса (срока службы) до списания ВС с требуемыми уровнями безотказности и готовности к полетам на каждом этапе эксплуатации ВС и на каждом интервале наработки ВС, его систем и изделий. Выполнение этих работ непосредственно обеспечивает разрежение потока отказов и неисправностей изделий в процессе эксплуатации, а также увеличивает или восстанавливает полностью значения показателей долговечности.
Работы по регулировке включают регулировку функциональных параметров, которая обеспечивает поддержание работоспособности изделия на заданном уровне входных, внутренних и выходных значений параметров функционирования изделия: самостоятельно, в составе системы и в составе ВС в целом. Нарушение регулировок приводит к изменению или перераспределению между элементами изделия условий их эксплуатации, нерасчетному нагружению элементов и, соответственно, к изменению показателей долговечности и безотказности изделия.
Аналогичное назначение имеют работы по регулировке соединений. Упорядоченная совокупность деталей, узлов, изделий и их соединений представляет функциональную систему ВС, и нарушение соединений следует рассматривать как введение в систему соответствующих повреждений, которые изменяют безотказность и долговечность системы. Сюда относятся также работы по регулировке взаимного геометрического положения функционально не связанных изделий и элементов, что обеспечивает возможность независимого функционирования различных систем, изделий и оборудования, конструктивно размещенных в ограниченном пространстве планера ВС, и исключает дополнительные внешние воздействия на изделия и их отказы по этой причине. Демонтажномонтажные работы по замене изделий или отдельных их элементов, достигших предельного состояния, обеспечивают восстановление их безотказности и долговечности в функциональной системе ВС до начальных значений, что восстанавливает и систему в целом. Замены изделий проводятся в тех случаях, когда восстановление данного изделия как часта данного ВС экономически нецелесообразно или невозможно по организационным причинам. В дальнейшем замененные изделия восстанавливаются или списываются в соответствии с правилами технической эксплуатации этих изделий.
Работы по восстановлению покрытий (защитных или упрочняющих) обеспечивают поддержание долговечности элементов от поверхностных воздействий эксплуатационных факторов.
Работы по восстановлению геометрических размеров и форм деталей обеспечивают устранение постепенно развивающихся неисправностей и внезапных случайных повреждений, что восстанавливает прочность и условия нагружения деталей в процессе эксплуатации. Эти работы восстанавливают безотказность и долговечность деталей как элементов изделия и изделия в целом. Такое же значение имеют и работы по восстановлению физико-механических, химических, электрических и других характеристик материалов деталей, выполнение которых обеспечивает разрежение потока отказов и неисправностей изделий из-за изменения прочности, упругости, твердости и других характеристик материалов. К работам этой группы относятся все виды термообработок, восстановление оптических, электрических, химических, тепловых и других качеств материалов, обеспечивающих работоспособность изделия в реальных условиях эксплуатации.
Работы по ремонту изделий в целом обеспечивают восстановление их исправности и, соответственно, безотказности и долговечности до начальных или заданных значений, однако основной целью этих работ является продление долговечности изделий для обеспечения отработки ресурса (срока службы) ВС до списания.
Работы по зарядке источников энергии обеспечивают поддержание заданных условий эксплуатации изделий, потребляющих эту энергию, что обеспечивает их безотказность и долговечность на уровне, соответствующем этим условиям эксплуатации. Аналогичное значение имеют и работы по промывке и смазке.
Работы по конструктивной доработке изделия изменяют конструкцию отдельных его элементов с целью изменения условий их эксплуатации, что обеспечивает поддержание безотказности и (или) долговечности изделия в целом вследствие его эксплуатации в более благоприятных условиях.
Вспомогательные работы ТОиР входят составной частью в технологические процессы выполнения целевых работ, поэтому они не выделяются в самостоятельный вид. Так, работы по подготовке к применению инструмента, средств и оборудования для ТоиР, не относясь непосредственно к объекту ТОиР, обеспечивают технологическую подготовку к целевым работам. Работы по подготовке объекта к ТОиР создают условия для выполнения целевых работ ТОиР, приводя объект ТОиР в состояние, необходимое для проведения целевых работ в соответствии с заданной технологией. Сюда входят следующие работы: подключение объекта к источникам энергии или отключение от них, слив жидкостей, сброс давлений, разборка объекта, демонтаж и установка объекта на проверочный стенд, имитация нагруженное™ и условий эксплуатации и т. д., а также работы, обеспечивающие контроль или восстановление начального состояния объекта в функциональной системе ВС после выполнения на нем целевых работ ТОиР. Работы по обеспечению доступа к объекту ТОиР, не касаясь самого объекта, обеспечивают технологическую подготовку ВС к проведению целевых работ, включая вскрытие люков, демонтаж агрегатов и элементов конструкции, препятствующих выполнению целевых работ по заданной технологии или (и) демонтажу изделия в сборе.
Работы по оформлению технической, производственной и другой документации, действующей в системе ТЭ ВС, являются составной частью технологического процесса выполнения целевых работ ТОиР и обеспечивают организацию, исполнение, контроль и принятие решений о технической эксплуатации каждого объекта ТОиР и ВС в целом.
Таким образом, данная классификация целевых работ дает полную характеристику воздействия видов и групп работ ТОиР на состояние ВС в процессе технической эксплуатации, что обеспечивает целенаправленный выбор конкретных работ ТОиР для систем, изделий и элементов как объектов ТОиР с целью обеспечения процессов эксплуатации ВС с требуемыми показателями безопасности полетов и эффективности эксплуатации.
Дополнительно к указанной классификации работ ТОиР по их воздействию на техническое состояние объекта эксплуатации работы ТОиР, выполняемые в системе ТЭ ВС, следует разделить по организационным принципам назначения их к выполнению в системе ТЭ на две группы: плановые работы и внеплановые работы.
Плановые работы ТоиР — это такие работы, выполнение которых обусловлено действующей документацией для заданных условий эксплуатации и этапов жизненного цикла данных объектов ТОиР независимо от фактического технического состояния каждого конкретного объекта ТОиР и его реальной потребности в данных работах.
Внеплановые работы ТОиР — это такие работы, необходимость выполнения которых определяется фактическим техническим состоянием конкретного объекта эксплуатации по результатам выполнения плановых работ ТоиР, или отказом изделий, или эксплуатацией изделий в нерасчетных условиях.
Разделение работ ТОиР на плановые и внеплановые позволяет разделить все работы в системе ТЭ на постоянную и переменную составляющие. Плановые работы ТОиР выполняются постоянно и характеризуют техническое совершенство ВС, его систем, изделий и оборудования и их приспособленность к реальным условиям эксплуатации. Внеплановые работы выполняются при необходимости и характеризуют эффективность плановых работ ТОиР, целесообразность и обоснованность их выполнения, а также определяют соответствие заданных и реальных условий эксплуатации ВС.
Соотношение объемов плановых и внеплановых работ ТОиР характеризует эффективность системы ТЭ ВС в целом. Большая доля внеплановых работ свидетельствует о неэффективности плановых работ или их несоответствии фактической потребности объектов ТОиР в конкретных работах. С другой стороны, большая доля плановых работ еше не свидетельствует об эффективности системы ТЭ в целом, т. к. объем плановых работ может быть завышен, необоснован и среди этих работ могут быть такие, целесообразность выполнения которых не подтверждается техническим состоянием объектов ТОиР и условиями их эксплуатации. Задача состоит в оптимальном выборе такого соотношения плановых и внеплановых работ ТоиР, которое обеспечивает эффективность системы ТЭ в целом при решении ее основных задач с минимальными затратами труда, времени и средств на техническую эксплуатацию ВС данного типа в реальных условиях эксплуатации каждого экземпляра ВС.
Следует отметить, что любая целевая работа из рассмотренной выше классификации может быть как плановой, так и внеплановой, кроме работ технологического обслуживания по подготовке ВС к применению, которые всегда являются плановыми.
Рассмотренная классификация работ ТОиР по их воздействию на техническое состояние объекта эксплуатации позволяет определить место и роль каждой работы ТОиР в процессе технической эксплуатации ВС с позиций формирования потребности каждого изделия в конкретных работах ТОиР. Любая целевая работа ТОиР может быть выполнена как при техническом обслуживании, так и при ремонте, следовательно, понятия «техническое обслуживание» и «ремонт» отделяются от содержания выполняемых работ и увязываются только с организацией выполнения ТОиР, что обеспечивает интеграцию процессов ТОиР в единый процесс технической эксплуатации, обеспечивающий решение основных задач системы ТЭ ВС в логической последовательности этапов формирования необходимых объемов целевых работ ТОиР и их последующего распределения по видам обслуживания и ремонта в соответствии с действующими положениями экономики и организации производства авиапредприятий и ремонтных заводов и на основе заданных ограничений по условиям и качеству выполнения каждой целевой работы ТОиР.
Таким образом, при формировании системы ТЭ возникает задача определения потребности объектов ТОиР в целевых работах ТОиР и установлении планового или внепланового принципа их выполнения. Решение этой задачи требует классификации объектов ТОиР относительно их потребности в выполнении целевых работ различных видов и групп, которая рассматривается ниже.