НОРМЫ РАСХОДА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ, МАТЕРИАЛОВ И ИНСТРУМЕНТА ДЛЯ ТОиР

Данный раздел ИТО включает сведения о планируемых потребностях экс­плуатантов в материалах, запчастях и инструменте, в том числе: применяемые методики расчета норм и расчетные условия, номенклатура и удельные нормы расхода материалов, применяемых при ТОиР, особенности поставки ЗИП, в том числе плановых поставок вместе с ВС и внеплановых поставок изделий, мате­риалов и инструмента для восстановления поврежденных ВС.

На этапе освоения серийного производства ВС и при отсутствии достаточно­го опыта эксплуатации нового типа ВС в различных условиях, при расчете по­требного количества запасных частей и планировании их производства обычно применяются методы оценки потребности в выпуске комплектующих изделий, основанные на вероятностных, статистических методах расчетов при следую­щих условиях:

а) количественные характеристики норм расхода ЗИП и материалов на 100 ча­сов налета каждого ВС приводятся в эксплуатационном документе «Нормы расхода запчастей на 100 ч эксплуатации» и «Нормы расхода материалов на 100 ч эксплуатации», которыми устанавливается и номенклатура ЗИП, что отражается в ТУ (условиях договоров поставки);

б) нормы расхода устанавливаются и рассчитываются для ожидаемых условий эксплуатации ВС, разрабатываются и уточняются для начальной стадии и длительной эксплуатации (последняя исчисляется по истечении 5 лет с нача­ла серийного производства ВС данного типа, двигателя, агрегата);

в) ответственными за разработку норм расхода запасных частей на ВС, подго­товленный к серийному производству, являются предприятия-разработчики ВС, двигателя, комплектующего изделия (КИ). В дальнейшем ответствен­ными за разработку и уточнение норм расхода в течение первых пяти лет эксплуатации ВС с начала серийного производства являются предприятия — изготовители ВС, двигателя, КИ;

г) ответственным за разработку норм расхода на длительной стадии эксплуата­ции является потребитель (эксплуатант).

В свою очередь, формирование норм расхода разработчиком авиационной техники предусматривается в два этапа:*

1. На этапе проектирования — разработка проекта норм расхода запасных час­тей (проектные нормы).

2. На этапе стендовых, летно-конструкторских и государственных испытаний — уточнение проектных норм по результатам этих испытаний.

При разработке этих норм под расходом запасных частей понимается коли­чество составных частей ВС, двигателя, КИ, подлежащих замене и списанию в результате отказа или выработки ресурса.

Нормы на техническое обслуживание включают расход запасных частей на все виды работ, проводимых в эксплуатационных подразделениях, при этом сборочные единицы, снимаемые для проведения восстановительных работ в эксплуатационном подразделении или на ремонтном предприятии, в эти нормы не включаются. В этих случаях учитывается расход составных частей, входящих в сборочные единицы и подлежащих замене и списанию, соответственно в нор­мах на ТО ВС (при восстановлении в эксплуатационном подразделении) или в нормах на ремонт сборочной единицы (при восстановлении на ремонтном пред­приятии).

Таким образом, предусматривается разработка норм расхода на двух уров­нях:

-1-й уровень — ТОиР ВС (раздельно для технического обслуживания и для ремон­та);

2-й уровень — ремонт агрегатов, включая двигатель.

При этом основной задачей нормирования расхода запасных частей является:

■ расчет и анализ плановых и фактических показателей деятельности эксплуатационных подразделений и ремонтных предприятий;

■ расчет потребности в запасных частях;

■ разработка балансов и планов распределения запасных частей (включая рас­чет потребности в запасных частях), формирование проекта плана производ­ства запасных частей, планирование авиационно-технического обеспечения;

■ контроль и учет использования запасных частей в производстве и товаропроводящей сети.

Разработка норм расхода в рамках Программы ТОиР имеет своей целью оценку экономических характеристик системы ТОиР:

■ при определении экономической эффективности вариантов системы ТОиР, в частности, при выборе методов технической эксплуатации (т. е. при форми­ровании самой Программы ТОиР);

■ при формировании эксплуатационного «лица» создаваемого ВС.

В этом случае необходимо объединение норм расхода запасных частей раз­личного уровня в одну интегральную характеристику: «нормы расхода запасных частей на ТОиР ВС» с включением в них норм расхода на ремонт агрегатов.

Нормы на ТО ВС устанавливаются на 100 ч налета, а нормы на капитальный (средний) ремонт ВС, двигателя, КИ — на один ремонт данного вида. Сведение этих норм в единые нормы расхода на ТОиР ВС осуществляется путем учета ожидаемого количества ремонтов за время эксплуатации ВС и приведением их к единой размерности — на 100 ч налета. При безремонтной эксплуатации ВС нор­мы расхода на ремонт включаются в нормы расхода на ТО. Рекомендуемый подход к формированию норм рассмотрен ниже.

Начальным этапом формирования норм расхода запасных частей является определение их номенклатуры. Номенклатура запасных частей — это классифи­цированный в определенном порядке перечень деталей, сборочных единиц, тре­буемых для замены отказавших и выработавших ресурс КИ при проведении ТОиР ВС.

При разработке проекта норм расхода для ВС в номенклатуру запасных час­тей включаются:

■ все КИ и агрегаты, входящие в Программу ТОиР ВС;

■ детали и составные части этих агрегатов (сборочных единиц), замена кото­рых предусмотрена при ремонте последних, которые включаются в нормы расхода запасных частей при капитальном (среднем) ремонте агрегатов (КИ). Формирование комплектов деталей на замену осуществляется:

■ по определенному параметру сопряжения (совместно обработанные, сбалан­сированные, подобранные селективным методом и т. п.);

■ на основании анализа проведения ТОиР ВС, когда признана технико­экономически целесообразным одновременная совместная замена несколь­ких составных частей.

В номенклатуру запасных частей не включаются:

■ детали и сборочные единицы, замена которых признана невозможной или технико-экономически нецелесообразной;

■ детали и сборочные единицы, плановая замена которых не регламентирова­на эксплуатационной и ремонтной документацией и по которым (по анало­гам которых) отсутствует информация об отказах, устраняемых заменой в процессе испытаний и эксплуатации (безотказные детали и сборочные еди­ницы);

■ детали к неремонтируемым сборочным единицам.

Расчет норм производится в натуральном и стоимостном выражении, при этом размер оборотного фонда запасных частей не учитывается. Это функция эксплуатанта.

Установление норм расхода в стоимостном выражении осуществляется на основании норм в натуральном выражении и прейскурантных или договорных цен.

Nci = Nni*Cj, (8.1)

где Nci — норма расхода запасной части /-го наименовании в стоимостном выра­жении;

Nni — норма расхода запасной части данного наименования в натуральном выражении;

Сі — цена (прейскурантная или договорная) запасной части данного наименования.

Норма расхода запасных частей в целом на техническое обслуживание или капитальный (средний) ремонт ВС, двигателя, КИ рассчитывается как сумма норм расхода по всей номенклатуре

/

Ncm = IiNci, (8.2)

/=і

где Ncm — норма расхода запасных частей в целом на техническое обслуживание и ремонт ВС, двигателя, агрегата;

і — общее количество наименований, ходящих в номенклатуру запасных час­тей.

Общие принципы расчета норм расхода запчастей следующие:

а) расчет норм расхода на ТО неремонтируемых изделий.

Для неремонтируемых изделий нормы расхода рассчитываются раздельно на плановые и внеплановые замены при ТО.

Нормы расхода запасных частей на плановые замены определяются на ос­новании величины назначенного ресурса ВС и периодичности форм периодиче­ского ТО, при которых производится обязательная замена изделий, например крепежные элементы разового пользования и т. п.

Расчет норм расхода на детали и сборочные единицы, замена которых пре­дусмотрена при периодическом ТО (ПТО), определяется из выражения (на 100 часов)

Л^=К/ту)*100, (7.3)

где Ny — норма расхода запасной части 1-го наименования, замена которой пре­дусмотрена при выполнении 7-й формы ПТО;

ту — количество деталей, сборочных единиц г’-го наименования, подлежащих замене при 7-й форме ПТО;

Ху — периодичность выполнения 7-Й формы ПТО для г’-го изделия.

По формуле (8.3) рассчитываются нормы для всех форм ПТО, а итог опре­деляется суммированием результатов по всем формам.

Ha=iNtij, (8.4)

7=1

где N, y — норма расхода запасной части г’-го наименования при 7-м ПТО;

J — количество форм ПТО.

Норма расхода неремонтируемых изделий на замены по выработке ими на­значенного ресурса может быть получена из выражения (на 100 часов)

N„=(FJTm)*b*m, (8.5)

где N, i — норма расхода на плановые замены детали (сборочной единицы) 1-го наименования на один ВС, установленная на основании величины назначен­ного ресурса;

Тиі — величина назначенного ресурса детали (сборочной единицы) г’-го на­именования;

6, — количество деталей (сборочных единиц) г’-го наименования, установлен­ных на ВС;

Fm — значение функции распределения отказов детали (сборочной единицы) г’-го наименования при отработке назначенного ресурса Т„,.

При отсутствии данных о виде закона распределения отказов детали прини­мается допущение об экспоненциальном законе. Тогда

FHi=Pi*h* Тиі, (8.6)

где Хі, Тні — соответственно интенсивность отказов и назначенный ресурс детали или сборочной единицы г’-го наименования;

Pi — коэффициент, учитывающий долю замен в общем количестве отказов.

Для изделий с возрастающей по наработке интенсивностью отказов такая оценка вероятности является оценкой сверху.

Нормы расхода запасных частей на внеплановые замены неремонтируемых изделий разрабатываются с использованием норм расхода аналогичных изделий на ВС-аналогах, прошедших длительную эксплуатацию.

При отсутствии таких норм расчет осуществляется по выражению (на 100 часов)

1*пННТсд*р,*Ь,*т, (8.7)

где 7/Тв — норма расхода неремонтируемых деталей (сборочных единиц) данного наименования на внеплановые замены.

В случае, когда запасная часть подлежит одновременно и плановым, и вне­плановым заменам, суммарная норма определяется сложением результатов рас­чета по формулам (8.4), (8.5), (8.7).

б) расчет норм расхода ремонтируемых изделий на ТоиР.

Для ремонтируемых составных частей (агрегатов) ВС правила расчета норм расхода определяются в зависимости от того, каким образом для данного агрега­та установлен порядок списания. Ниже рассмотрены три основных случая:

■ списание производится лишь в случае признания невозможности или эконо­мической нецелесообразности ремонта агрегата и дальнейшей его эксплуа­тации (аварийные агрегаты);

■ списание производится по выработке назначенного ресурса агрегата;

■ списание производится при достижении предельно допустимого количества ремонтов агрегата.

Первоначально для ремонтируемых агрегатов определяется количество их замен (съемов с борта ВС) как плановых по выработке ресурса, так и внеплано­вых из-за отказов.

Количество внеплановых замен ремонтируемых агрегатов определяется по формуле, аналогичной (8.7)

Яэвг(ВД*Р^/*100, (8.8)

где Kwi — количество внеплановых замен на 100 ч налета.

Количество плановых замен по выработке ресурса определяется по форму­лам, аналогичным формулам (8.5), (8.6), с заменой в них величины назначенного ресурса величиной межремонтного ресурса.

Kmn(Fpi/Tpi)*b*0, (8.9)

где Кші — количество плановых замен по выработке межремонтного ресурса аг­регата данного наименования;

Гр, — межремонтный ресурс агрегата данного наименования;

Fp, — значение функции распределения отказов агрегатов данного наимено­вания межремонтного ресурса.

Как и в случае выражения (8.6)

Fpf=p*wi*Tpi, (8.10)

где Wj— параметр потока отказов агрегатов /-го наименования.

Суммарное количество плановых и внеплановых замен определяется сложе­нием результатов расчета по (8.8) и (8.9).

К*=Кмі+Кзиі. (8.11)

Норма расхода агрегатов /-го наименования при техническом обслуживании ВС определяется как количество списанных агрегатов, приходящееся на 100 ч налета ВС.

По аварийным агрегатам

КгО.%, (8.12)

где N, ai — норма расхода агрегатов, списанных в результате установления невоз­можности или нецелесообразности их ремонта;

а, — относительное количество таких агрегатов в общем количестве снятых в процессе эксплуатации.

Коэффициент а, устанавливается экспертно или по статистике аналога. При отсутствии данных допускается применение значения а = 0.

По ремонтируемым агрегатам, списываемым в результате выработки назна­ченного ресурса,

NrtUTJfb* 100. (8.13)

По агрегатам, списываемым в результате достижения предельно допустимо­го количества ремонтов,

Ntgr=K3i/(m+), (8.14)

где Nlgi — норма расхода агрегатов /-го наименования, списанных по достижении предельно допустимого количества ремонтов;

т — допустимое количество ремонтов агрегата данного наименования. Полученные значения количества замен К3 и норм расхода (количества спи­саний) агрегата при техническом обслуживании ВС используются для определе­ния количества ремонтов агрегата /-го наименования в расчете на 100 ч налета ВС.

Kif=K3i+Nti, (8.15)

где N, i — норма расхода агрегата данного наименования на ТО ВС (в зависимости от порядка списания агрегата эта норма равна N, ah Nti или Nlgi).

С учетом (8.15) осуществляется приведение на 100 ч полета ВС норм расхода деталей и сборочных единиц, входящих в состав /-го агрегата, при его ремонте.

Npnf=Kpi*Npi, (8.16)

где Npni — приведенная к 100 ч налета норма расхода детали (сборочной едини­цы) /-го наименования, расходуемой при ремонте агрегата;

Npi — норма расхода детали (сборочной единицы) на ремонт агрегата, которая составляется разработчиком агрегата.

Следует отметить, что оценки расхода запасных частей, сделанные с помо­щью приведенной выше методики, являются довольно приближенными и при­меняются на начальном этапе формирования системы ТОиР ВС для общей оценки эффективности эксплуатации ВС данного типа.

Для практической оценки норм расхода запчастей в процессе эксплуатации ВС до списания эксплуатанту рекомендуется руководствоваться показателями долговечности изделий и агрегатов, приведенными в паспортах и формулярах и Руководстве по технической эксплуатации ВС, при следующих условиях.

1. Для изделий, имеющих ресурс до списания (полный назначенный ресурс) равным или более аналогичного ресурса ВС, потребность в ЗИП определяется вероятностью невосстанавливаемого отказа изделия за этот период наработки, т. е.

N,=Tm*K (8.17)

где Ттс — ресурс до списания ВС;

— интесивность отказов /-го изделия;

Nj— норма расхода ЗИП в натуральном выражении.

2. Для изделий, имеющих ресурс до списания менее аналогичного ресурса ВС, потребность в ЗИП определяется как сумма замен изделий по отработке ре­сурса плюс сумма вероятностей появления невосстанавливаемого отказа изде­лия, т. е.

N,= T„JTHi+ ТИІ*Х„ (8.18)

где Тиі — ресурс до списания /-го изделия.

Для обеспечения функционирования ВС без простоев из-за отсутствия зап­частей эксплуатант формирует оборотный фонд ремонтируемых изделий и по­полняемый фонд неремонтируемых изделий на замену отказавших. Условия формирования этих фондов, их обеспечение определяются условиями поставки или в соответствии с договором.

Перечни ЗИП и нормы их расхода должны приводиться в соответствующих типовых эксплуатационных и ремонтных документах согласно ТУ или догово­рам поставки.

Вместе с ВС обычно поставляются:

■ Перечни одиночного комплекта ЗИП, поставляемого с каждым ВС;

■ Перечни групповых комплектов ЗИП, поставляемых эксплуатанту для груп­пы ВС, например 1:5, или в другом соотношении по согласованию с экс­плуатантом.

Дальнейшее обеспечение эксплуатанта ЗИП, материалами и оборудованием возможно следующими способами:

а) непосредственно поставщиком ВС на основе договоров с эксплуатантом, оп­ределяющим условия, номенклатуру и сроки поставки, в том числе и вне­плановые поставки отдельных изделий;

б) централизованно, через региональные или отраслевые органы снабжения на основе договоров с эксплуатантами и поставщиками ВС и изделий по сле­дующей схеме.

Поставщики ВС и изделий поставляют изделия непосредственно на центра­лизованные склады региональных или отраслевых снабженческих организаций (предприятий). Отсюда ЗИП поставляется эксплуатанту по его заявке. Форма взаимодействия участников МТО определяется договорами;

в) на основе договоров поставщика и эксплуатанта о сервисном обслуживании технической эксплуатации ВС. В этом случае поставщик обеспечивает по­ставку ЗИП непосредственно по каждой заявке эксплуатанта в согласован­ные сроки и условия, в том числе и восстановление исправности ВС путем замены отказавшего изделия или его ремонта, другие сервисные услуги. Эксплуатант выбирает способ обеспечения своих потребностей в ЗИП для

эффективной эксплуатации ВС с оформлением соответствующих договоров с поставщиком ВС или снабженческими организациями.