КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО состояния ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

8.1. ЗАДАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ

Задача контроля технического состояния летательных аппаратов состоит в том, чтобы выявить все неисправности, не допустить слу чая перехода неисправности в отказ и тем самым предотвратить возможность появления летного происшествия. К полетам допу­скают только исправные летательные аппараты, состояние которых соответствует следующим требованиям: летательный аппарат, его двигатели и оборудование имеют соответствующий ресурс и пол­ностью укомплектованы; выполнены все работы в объеме, преду­смотренном регламентом технического обслуживания и ведомостью дополнительных работ в карте-наряде; устранены все отказы и неисправности, записанные в бортовом журнале, а также неисправ­ности, обнаруженные в процессе дефектации; оформлена техниче — f ская документация, а исправность летательного аппарата подтвер­ждена подписями соответствующих должностных лиц.

Контроль технического состояния летательных аппаратов осу­ществляют при выполнении оперативного и периодического техни­ческого обслуживания, а также в процессе специальных осмотров.

В АТБ контроль качества технического обслуживания возложен па отдел технического контроля (ОТК). Наличие в АТБ ОТК ие сни­мает с командования эксплуатационного предприятия, инженерно — технического состава АТБ, а также непосредственных исполнителей ответственности за качество работ, выполняемых при техническом обслуживании авиационной техники.

Основной принцип контроля качества работ по техническому обслуживанию авиационной техники состоит в пооперационном I 138

контроле и назначении конкретных лиц для контроля за выполне­нием каждой операции Качество выполнения работ проверяется инженерами ОТК, инженерами смен и авиатехииками-бригадира — ми в соответствии с указаниями, имеющимися в регламентах техни­ческого обслуживания и пооперационных ведомостях. В случаях нарушений технологии или установленных объемов работ, выявлен­ных при контроле, лицо, осуществляющее контроль, обязано ОТКЛО­НИТЬ ату работу от приемки, потребовать устранения замеченных недостатков в повторно предъявить или же выписать брак-карту.

В последнем случае работа выполняется заново, как правило, другими исполнителями Перед вылетом на летательном аппарате в обязательном порядке выполняются оперативные формы техни­ческого обслуживания, целью которых является подготовка его к полету

Исправный летательный аппарат считается готовым к полету, если работы по обеспечению вылета выполнены и оформлены в карте-наряде, системы его заправлены ГСМ, газами и специаль­ными жидкостями в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации, задания на полет и регламента технического обслуживания, ресурс авиационной техники достаточен для выпол­нения полета в соответствии с заданием; летательный аппарат уком­плектован всей необходимой документацией, осмотрен и принят экипажем, что подтверждено подписями бортмеханика и команди­ра экипажа в карте-наряде на оперативное обслуживание. Таким образом, окончательный контроль готовности летательного аппара­та к вылету осуществляют члены экипажа — бортмеханик и коман­дир экипажа

К числу исправных за данные сутки относят те летательные аппараты, для которых суммарное время нахождения в состоянии готовности к выполнению полета и в полете на протяжении суток составляет не менее 12 ч.

Контроль технического состояния летательных аппаратов преду­сматривает осмотры: при оперативном и периодическом техниче­ском обслуживаниях, продлении Удостоверения о годности граж­данского воздушного судна СССР к полетам, сезонные — перед допуском к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних усло­виях, а также разовый и инспекторский. Содержание осмотров, вы­полняемых в процессе технического обслуживания, определяется регламентами, а содержание остальных видов осмотров и время их проведения — соответствующими должностными лицами.

Указания о проведении и содержании разового осмотра могут давать начальник АТБ, главные инженеры управлений граждан­ской авиации, главное управление эксплуатации и ремонта авиа­ционной техники МГА и заместитель министра гражданской авиа­ции. Этот осмотр проводится для детальной проверки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов на всех летательных аппаратах данного типа. Необходимость разового осмотра выявляется в про­цессе эксплуатации. Она может возникнуть, например, в случае отказа какого-либо агрегата или узла иа одном или нескольких

летательных аппаратах. Должностное лицо, принявшее решение о проведении разового осмотра, докладывает об этом и о результа­тах осмотра вышестоящему руководителю ИАС.

Инспекторский осмотр, как правило, выполняет руководящий инженерный и командный состав эксплуатационного предприятия и управления в соответствии с нормами ежемесячных осмотров Основная цель инспекторского осмотра состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние летательных аппаратов, уточнить объем и качество технического обслуживания, и также качество работы инженерно-технического состава.

Инспекторский осмотр выполняется комплексно, т с. одионре ыеино подвергаются осмотру планер, силовые устаноикн, радпо — электроприборное и бытовое оборудование. Перед осмотром инспек­тирующие знакомятся со всеми работами, связанными с устране­нием замеченных неисправностей. Кроме того, проверяют выполне­ние доработок, правильность ведения технической документации, постановку системы контроля. Выясняют также степень подготовки инженерно-технического состава, наличие допусков к обслужива ипю данного типа летательного аппарата, знание регламентов, при­казов, указаний, состояние н комплектность применяемого обору довання и инструмента, средств механизации. По окончании осмотра делают запись в формуляре и проводят разбор со всем ин­женерно-техническим составом АТБ, имеющим отношение к прове­ряемой авиационной технике. В случае необходимости издается приказ командира эксплуатационного предприятия, управления гражданской авиации или министра.

К специальным видам контроля относятся контрольно-нсныта — тельные полеты летательных аппаратов, где по приборам и визуаль­но осуществляется контроль за работой всех систем летательных аппаратов, в особенности тех, где перед этим были обнаружены отказы и неисправности.