КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО состояния ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ
8.1. ЗАДАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ
Задача контроля технического состояния летательных аппаратов состоит в том, чтобы выявить все неисправности, не допустить слу чая перехода неисправности в отказ и тем самым предотвратить возможность появления летного происшествия. К полетам допускают только исправные летательные аппараты, состояние которых соответствует следующим требованиям: летательный аппарат, его двигатели и оборудование имеют соответствующий ресурс и полностью укомплектованы; выполнены все работы в объеме, предусмотренном регламентом технического обслуживания и ведомостью дополнительных работ в карте-наряде; устранены все отказы и неисправности, записанные в бортовом журнале, а также неисправности, обнаруженные в процессе дефектации; оформлена техниче — f ская документация, а исправность летательного аппарата подтверждена подписями соответствующих должностных лиц.
Контроль технического состояния летательных аппаратов осуществляют при выполнении оперативного и периодического технического обслуживания, а также в процессе специальных осмотров.
В АТБ контроль качества технического обслуживания возложен па отдел технического контроля (ОТК). Наличие в АТБ ОТК ие снимает с командования эксплуатационного предприятия, инженерно — технического состава АТБ, а также непосредственных исполнителей ответственности за качество работ, выполняемых при техническом обслуживании авиационной техники.
Основной принцип контроля качества работ по техническому обслуживанию авиационной техники состоит в пооперационном I 138
контроле и назначении конкретных лиц для контроля за выполнением каждой операции Качество выполнения работ проверяется инженерами ОТК, инженерами смен и авиатехииками-бригадира — ми в соответствии с указаниями, имеющимися в регламентах технического обслуживания и пооперационных ведомостях. В случаях нарушений технологии или установленных объемов работ, выявленных при контроле, лицо, осуществляющее контроль, обязано ОТКЛОНИТЬ ату работу от приемки, потребовать устранения замеченных недостатков в повторно предъявить или же выписать брак-карту.
В последнем случае работа выполняется заново, как правило, другими исполнителями Перед вылетом на летательном аппарате в обязательном порядке выполняются оперативные формы технического обслуживания, целью которых является подготовка его к полету
Исправный летательный аппарат считается готовым к полету, если работы по обеспечению вылета выполнены и оформлены в карте-наряде, системы его заправлены ГСМ, газами и специальными жидкостями в соответствии с требованиями руководства по летной эксплуатации, задания на полет и регламента технического обслуживания, ресурс авиационной техники достаточен для выполнения полета в соответствии с заданием; летательный аппарат укомплектован всей необходимой документацией, осмотрен и принят экипажем, что подтверждено подписями бортмеханика и командира экипажа в карте-наряде на оперативное обслуживание. Таким образом, окончательный контроль готовности летательного аппарата к вылету осуществляют члены экипажа — бортмеханик и командир экипажа
К числу исправных за данные сутки относят те летательные аппараты, для которых суммарное время нахождения в состоянии готовности к выполнению полета и в полете на протяжении суток составляет не менее 12 ч.
Контроль технического состояния летательных аппаратов предусматривает осмотры: при оперативном и периодическом техническом обслуживаниях, продлении Удостоверения о годности гражданского воздушного судна СССР к полетам, сезонные — перед допуском к эксплуатации в осенне-зимних и весенне-летних условиях, а также разовый и инспекторский. Содержание осмотров, выполняемых в процессе технического обслуживания, определяется регламентами, а содержание остальных видов осмотров и время их проведения — соответствующими должностными лицами.
Указания о проведении и содержании разового осмотра могут давать начальник АТБ, главные инженеры управлений гражданской авиации, главное управление эксплуатации и ремонта авиационной техники МГА и заместитель министра гражданской авиации. Этот осмотр проводится для детальной проверки состояния отдельных систем, агрегатов, узлов на всех летательных аппаратах данного типа. Необходимость разового осмотра выявляется в процессе эксплуатации. Она может возникнуть, например, в случае отказа какого-либо агрегата или узла иа одном или нескольких
летательных аппаратах. Должностное лицо, принявшее решение о проведении разового осмотра, докладывает об этом и о результатах осмотра вышестоящему руководителю ИАС.
Инспекторский осмотр, как правило, выполняет руководящий инженерный и командный состав эксплуатационного предприятия и управления в соответствии с нормами ежемесячных осмотров Основная цель инспекторского осмотра состоит в том, чтобы выявить фактическое состояние летательных аппаратов, уточнить объем и качество технического обслуживания, и также качество работы инженерно-технического состава.
Инспекторский осмотр выполняется комплексно, т с. одионре ыеино подвергаются осмотру планер, силовые устаноикн, радпо — электроприборное и бытовое оборудование. Перед осмотром инспектирующие знакомятся со всеми работами, связанными с устранением замеченных неисправностей. Кроме того, проверяют выполнение доработок, правильность ведения технической документации, постановку системы контроля. Выясняют также степень подготовки инженерно-технического состава, наличие допусков к обслужива ипю данного типа летательного аппарата, знание регламентов, приказов, указаний, состояние н комплектность применяемого обору довання и инструмента, средств механизации. По окончании осмотра делают запись в формуляре и проводят разбор со всем инженерно-техническим составом АТБ, имеющим отношение к проверяемой авиационной технике. В случае необходимости издается приказ командира эксплуатационного предприятия, управления гражданской авиации или министра.
К специальным видам контроля относятся контрольно-нсныта — тельные полеты летательных аппаратов, где по приборам и визуально осуществляется контроль за работой всех систем летательных аппаратов, в особенности тех, где перед этим были обнаружены отказы и неисправности.