Регулирование частоты преобразователей
На рис. 89 приведена принципиальная схема автоматического регулирования частоты преобразователя типа ПО.
В большинстве схем преобразователей автоматическое регулирование частоты обеспечивается воздействием на ток обмотки ГВ возбуждения приводного двигателя. Как известно, частота re-
г. рп
нератора f== а скорость двигателя
U — UR*
С (Фсо + Фи)
Рис. 89- Принципиальная схема автоматического регулирования частоты преобразователя типа ПО |
где U, /н, R„— напряжение питания, ток и сопротивление цепи обмотки якоря электродвигателя; Фсо и Фв — магнитные потоки сернесной и шунтовой (независимой) обмоток возбуждения; С — постоянный коэффициент.
Из приведенных формул следует, что для уменьшения частоты генератора необходимо уменьшить скорость вращения двигателя путем увеличения магнитного потока.
Чувствительным элементом системы регулирования частоты является параллельный резонансный контур РК (его характеристика приведена на рис. 90), усилительным — магнитный усилитель, а исполнительным — управляющая обмотка двигателя (обмотка возбуждения).
На среднем стержне магнитного усилителя расположены три обмотки: управляющая Wy, опорная V0n и отрицательной обратной связи Woc.
Опорная обмотка подключена на напряжение U сети 27 в через сопротивление Rv; обмотка управления — на напряжение генератора через выпрямитель В2 последовательно с резонансным контуром; обмотка отрицательной обратной связи — последовательно с обмоткой WB двигателя и рабочими обмотками усилителя W через выпрямитель В1. Обмотка W^ благодаря включению через выпрямитель В1 создает внутреннюю положительную обратную связь. Токи, протекающие через обмотки Wy и ^0с, создают м. д. с. подмагничивания.
Процесс регулирования частоты происходит следующим образом.
Например, при уменьшении нагрузки генератора его скорость вращения и частота возрастают. При этом уменьшается ток контура РК и размагничивающая м. д. с. A Wy обмотки управления.
Так как величина м. д. с. AW0п — остается неизменной, то результирующая
(ЛіГрсз = ЛГ„одм — Аї’рази =
= ЛГ0П — AWy — AWoc)
м. д. с. возрастает. Рабочая точка В магнитного усилителя (рис. 91) переходит в точку А, что обеспечивает увеличение тока ів обмотки И/’в двигателя. Это вызывает уменьшение скорости вращения двигателя и, следовательно, восстановление частоты генератора до заданного уровня. Аналогичным образом работает схема и при уменьшении частоты.
Опорная обмотка также корректирует уровень частоты при изменении напряжения питания двигателя. Например, с увеличением этого напряжения возрастает скорость вращения и частота генератора. При этом, помимо уменьшения м. д. с. AWy, увеличится м. д. с. A W0, что будет способствовать увеличению тока возбуждения В обмотке Гв двигателя и снижению частоты.
Описанная схема стабилизации частоты, как и другие, является статической.
Поэтому в переходных режимах погрешность регулирования достигает 5—10%.
С целью снижения автоколебаний системы регулирования частоты в магнитном усилителе применяется обмотка 1Г0С. Ее действие состоит в следующем. При увеличении частоты возрастает ток в обмотке WB возбуждения двигателя, а следовательно, и в обмотке 1Г0С. При этом за счет возрастания м. д. с. обмотки Woc снизится эффективность действия м. д. с. управляющей обмотки Wy. Благодаря этому уменьшится возможность перерегулирования и увеличится устойчивость системы стабилизации частоты.