Функциональная эффективность системы Б. П
Каждой подсистеме АТС (летной, технической и т. д.) соответствует свой процесс функционирования.
Общая цель всех этих процессов — обеспечить Б. П.
Управление процессами функционирования осуществляется через стратегии про-цессов.
61
Стратегия — совокупность правил, обеспечивающих управление процессом функционирования подсистемы.
Особое место в АТС занимает система обеспечения Б. П., которую в международной практике принято рассматривать как подсистему АТС, обеспечивающую предотвращение АП.
В функции системы обеспечения Б. П. входят:
26. расследование АП и инцидентов ("И");
27. исследование и анализ причин АП и "И";
28. разработка рекомендаций по их предотвращению;
-контроль состояния Б. П. и реализация рекомендаций по предотвращению АП и "И";
-разработка нормативных документов и информационное обеспечение предприятий.
Фактор — (от лат. Faktor — делающий, производящий) — момент, существенное обстоятельство двигающая сила в каком-либо процессе, явлении.
Например: фактор времени — роль времени, продолжительность,
фактор внезапности — неожиданные действия, явления и т. д.
Для обеспечения Б. П. необходимо выявлять аварийные факторы (опасности) в АТС, давать им оценку, давать рекомендации по их устранению (или уклонению от них), доводить этот материал до предприятий и ГОУВТ, осуществлять контроль за ответными действиями, давать оценку результатов этих действий.
Т. О. система Б. П. является координирующей и ее действие распространяется на все системы АТС.
Рассмотрим функциональную эффективность основных элементов АТС.
а) Функциональная эффективность экипажа
Определяется большим числом факторов влияющих на эффективность функционирования
В основном это профессиональная подготовка, дисциплина, исполнительность и психофизиологическое состояние экипажа.
б) Функциональная эффективность ВС
Определяется в основном его проектно-конструкторским совершенством, эргономическим совершенством, живучестью ВС и его эксплуатационной технологичностью.
(Живучесть — свойство ВС сохранить работоспособность при воздействии поражающих факторов, нерасчетных нагрузок, а также при наличии накопившихся повреждений (неисправностей).
Эксплуатационная технологичность — совокупность свойств самолета, определяющих его приспособленность к выполнению всех видов работ в эксплуатации с использованием наиболее экономичных технологий).
в) Функциональная эффективность системы (Э — ВС) в целом
Определяет эффективность всей АТС, т. к. в полете все недостатки АТС
отражаются на ее состоянии. От нее зависит исход полета, она фокусирует в себе все.
(Например: в полете система (Э — ВС) постоянно связана с ОрВД, но ее управляющее воздействие на систему опосредованно через экипаж, т. е. эффект воздействия в большей мере зависит от его состояния. Т. о. воздействия ОрВД на систему (Э — ВС) является внешним.
К внешним факторам могут добавляться и внутренние для системы (отказ элементов ВС, недостатки функционирования экипажа или взаимодействия между ними).
г) Эффективность ОрВД
Определяется надежностью технических средств, профессиональной подготовкой диспетчеров, их дисциплиной и организацией работ.
д) Эффективность управления летной деятельностью
Определяется регламентацией подготовки к выполнению полетов, регламентацией подготовки к эксплуатации ВС, нормированием летной деятельности, нормированием допусков к полету, нормированием допуска к выполнению видов работ.
е) Эффективность технической эксплуатации
Определяется в первую очередь совершенством организации работ, уровнем профессиональной подготовки ИТП, материально-техническим снабжением, дисциплиной и исполнительностью ИТП и качеством нормативной документации.
ж) Функциональная эффективность обеспечения полетов
По каждому элементу (штурманское обеспечение, метеорологическое и т. д.) есть своя специфика, однако, общим является; организация работ, техническая оснащенность, профессиональная подготовленность специалистов, их дисциплинированность и исполнительность, а также контроль качества функционирования.
Контрольные вопросы.
Глава I
1. Какую главную проблему решает предмет «Безопасность полётов»?
2. С какими вопросами предстоит ознакомиться в процессе изучения предмета «безопасность полётов»?
3. Можно ли рассматривать систему БП как одну из подсистем АТС?
4. Какие функции присущи системе обеспечения БП?
5. Почему система «Э-ВС» определяет эффективность всей АТС?
6. какие элементы определяют функциональную эффективность системы обеспечения полётов?