Состояние ВПП (сухая, сырая, влажная, загрязненная)

JAR-OPS 1.480 Подчасть F

Обсуждавшиеся ранее аспекты характеристик касались только сухих и влажных ВПП. Но на взлетные характеристики влияют также загрязнения и их необходимо учитывать при расчете взлетного веса. Нижеследующий раздел посвящен определению различных состояний ВПП с которыми, возможно, придется иметь дело при взлете.

5.5.1. Определения

“JAR-OPS 1.480 (4) Сухая ВПП: Сухой ВПП считается такая ВПП, которая не является ни влажной, ни загрязненной, и в эту категорию включены специально подготовленные ВПП с искусственным покрытием, имеющие прорези или поры, сохраняющие «сухой» эффект торможения даже при наличии влаги” “JAR-OPS 1.480

(3) Сырая ВПП: ВПП считается сырой в случае, когда ее поверхность не является сухой, но влага на ней не придает ей явного блеска.”

FAA не затрагивает вопрос о сырых ВПП, приравнивая их к влажным, в то время как JAR-OPS 1.475 констатирует, что сырая ВПП эквивалентна сухой

применительно к взлетным характеристикам. Недавно исследовательские группы JAR 25 и JAR-OPS пришли к заключению о том, что сырую ВПП в отношении коэффициента сцепления (ц)1 следует скорее рассматривать как влажную, нежели как сухую. В настоящее время в JAA идет обсуждение Извещения о предполагаемой поправке (NPA), так что возможно в будущем сырая ВПП будет рассматриваться как влажная.

“JAR-OPS 1.480

(10) Влажная ВПП: ВПП считается влажной в случае, когда ее поверхность покрыта водой или эквивалентной жидкостью [с толщиной слоя меньшей или равной 3 мм], или когда на поверхности ВПП имеется достаточно влаги, чтобы придать ей отражательную способность, но без значительных площадей стоячей воды”.

Другими словами, ВПП считается влажной, если она блестит, но риск глиссирования из-за наличия стоячей воды на участках ее поверхности отсутствует. Толщина водного слоя предполагается менее 3 мм.

В отношении влажных ВПП с «проточками» или с «пористым фрикционным покрытием»2 могут использоваться специальные

коэффициенты сцепления (между цсух. и цвлажн), если они предусмотрены в Руководстве по летной эксплуатации ВС. В итоге усовершенствованная ASD иногда может способствовать достижению большего взлетного веса, чем на гладких влажных ВПП. Те не менее, в руководствах компании «Airbus» не приводится каких-либо специальных данных в отношении подобных типов ВПП.

“JAR-OPS 1.480

(2) Загрязненная ВПП: ВПП считается загрязненной в случае, когда более 25% поверхности ВПП в пределах потребных для использования длины и ширины покрыто следующим:”

• Стоячая вода: Появляется после сильного дождя и/или по причине недостаточного дренажа ВПП и имеет толщину слоя более 3 мм (0,125 дюйма).

• Слякоть: Вода, насыщенная снегом, разбрызгивающаяся при ударе ступней. Она имеет место при температуре около 5 C, и ее плотность составляет приблизительно 0,85 кг/л (7,1 фунта на галлон США).

ц = коэффициент сцепления = соотношение между максимальной располагаемой силой

сцепления пневматика и вертикальной нагрузкой, действующей на пневматик.

2

Специально подготовленные ВПП с пористым слоем фрикционного покрытия (PFC)

• Мокрый снег: При сжатии рукой снег слипается, приобретая форму снежка. Его плотность составляет приблизительно 0,4 кг/л (3,35 фунта на галлон СЩА).

• Сухой снег: Может сдуваться, если он рыхлый, или, будучи сжат рукой, вновь рассыпается при разжатии руки. Его плотность составляет приблизительно 0,2 кг/л (1,7 фунта на галлон США).

• Уплотненный снег: Спрессованный снег (типичный коэффициент сцепления составляет 0,2).

• Лед: Коэффициент сцепления составляет 0,05 или ниже.