НЕБЕСНЫЕ ЛАНДШАФТЫ И ПУТИ В НИХ

„Кто в море не бывал, тот страху не видал“, говорит старинная пословица. Но как же сказать тогда про воздуш­ное море, где страшны не только более грозные атмосфер­ные полны, с их провалами и вихрями, но еще и облака закутывающие пространство на самых различных высота! и часто разобщающие воздушные суда с их пристаням! даже при самой непосредственной близости между ними: Бесконечно красиво море, даже при кажущемся одно образии его, в разных видах и при разной погоде… Н( сколь красивее и величественнее воздушный океан, в ко тором причудливые облака, вечно меняющие свое мест! и форму, то сверкающие на ослепительном солнце, ті

гнездящиеся в темноте и мраке, дают самые разнообраз­ные краски, тона и переливы!

А летчики, странствуя в высотах и наслаждаясь всеми красотами их, должны одинаково бороться с атмосфер­ными напастями и хорошо разбираться в облачных „ланд­шафтах", чтобы этим облегчить прохождение своего пути и благополучное его окончание. Если самая „донная" зона атмосферы, как самая беспокойная, легко может быть изъята из области, служащей для воздушного сообщения, то в отношении к облачным образованиям дело обстоит совершенно иначе. В наших средних широтах главные массы облаков пребывают на высоте до 5—6 тыс. метров, т. е. как раз в этой сфере, где должны оперировать суда воздушного флота. Тем больше, значит, практического интереса заключают в себе эти небесные ландшафты.

С земли облака представляются какими-то хлопьями ваты, наклеенными где-то на различных высотах. Но сколько этой ваты в высоту, — не только не видно, но и трудно определимо. Для летчиков же существенно важно именно это последнее обстоятельство, им постоянно при­ходится наблюдать облака и с фасадной стороны. Как общее правило, у земли облака собираются в более густые и высокие массы, а по мере удаления от „дна" толщина облаков делается все меньше. Это происходит потому, что с высотой падает температура, а количество влаги, способной висеть или плавать в воздухе, опреде­ляется именно температурой и силой восходящих токов. Поэтому облака верхней половины тропосферы, именуе­мые в разных образованиях перисто-слоистыми, перист о-к учевыми и просто перистыми, — для летчиков вообще незаметны: они представляют собой слишком тонкую и редкую пелену, видимую лишь издали. (Из этих облаков особенно интересны перистые плаваю-

шиє на высотах от 8 до 12 тыс. метров; при низкой темпе­ратуре капельно-газообразное строение сменяется в них твердыми кристаллами, в виде мельчайших ледяных иголок). Но в нижней половине тропосферы дело обстоит иначе.

На высоте от 1 до 2 тыс. метр, летчикам приходится встречаться чаще всего либо с наиболее распространен­ными кучевыми облаками (Cumulus) белого цвета, с ку­полообразными шапками, растущими в высоту, либо с тем­ными дождевыми тучами (Nimbus), совершенно бес­форменными, с рваными раздерганными краями и часто с клочьями вблизи.

Под этими облаками расстилаются часто серые сло­истые облака (Stratus), образующиеся из дымки. Прида­вленные сверху теплым инверсионным слоем, они стелются горизонтально, покрывая собой значительную площадь обычно внизу, но иногда поднимаются в виде сероватой прозрачной пелены и до 3—4 тыс. метр, (высок о-с л о — исты е).

В отличие от них мрачные куч е-д ождевые облака (Cumulus-Nimbus) или грозовые тучи представляют собой высоченные башни, целые горы с острыми верши­нами, доходящими до 6—8, даже до 10—11 тыс. метров, где они венчаются, как снегом, перисто-слоистыми обра­зованиями. Отсюда исходят ливни, крупа или град.

Для летчиков прохождение кучевых облаков связано с „болтовней" и трепкой от восходящих токов, особенно сильных в центре образования; это усиливается, если по пути встречаются просветы, в которых бывают, наоборот, нисходящие токи. Хороший путь может быть под куче­выми облаками. Слоистые облака могут дать спокойный путь непосредственно над ними, в теплом слое; но здесь нужно остерегаться коварной близости с землей, особенно в местности пересеченной, и провалов в окнах, всегда

образующихся над долинами, водоемами и сырыми местами (см. рис. 14 и 16). Безобидные сами по себе, слоистые облака и высохший приподнятый туман — дымка — представляют сильную помеху в ориентировке; застилая собой все „дно“, они не только мешают летчикам распознавать место своего пребывания, но не позволяют часто делать посадку даже на хорошо знакомом аэродроме.

Наибольшую же опасность в самих себе таят, конечно, могучие грозовые тучи. Неся грозу, бурю, ураган, обла­гая быстрым горизонтальным перемещением и тая в себе їругие разрушительные силы, эти тучи являются подлин­ной грозой для воздушных судов, и от них одно лишь шасение — верная пристань.

image30

Рис. 17. В памят О. Лилиенталя.