ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАВИГАЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ. В ПОЛЕТЕ

§ 32. ВИЗУАЛЬНАЯ ОРИЕНТИРОВКА

Визуальной ориентировкой называется определение места само­лета опознаванием ориентиров при видимости земной поверхности. Местность считается опознанной, если экипаж узнает наблюдаемые на ней ориентиры, фактический вид которых совпадает с их изо­бражением на карте по ряду характерных признаков. Определение места самолета визуальной ориентировкой ведется в интересах контроля пути, определения, навигационных элементов полета, а также выхода на цель.

Достоинствами визуальной ориентировки являются достовер­ность, относительная простота и сравнительно. малая затрата, вре­мени на определение места самолета. Благодаря указанным свой­ствам визуальная ориентировка имеет важное значение в практике самолетовождения.

Успех ведения визуальной ориентировки в полете зависит от знания экипажем района боевых действий (полетов), то есть си­стемы линейных и площадных ориентиров и их вида с воздуха в различное время года; умения читать полетные карты, то есть пред­ставлять себе, как изображенный на карте топографическим зна­ком ориентир выглядит на местности при наблюдении с самолета; умения выбирать на местности, обозреваемой с самолета, такие ориентиры и их признаки, которые проще всего могут быть най­дены на карте; умения предварительно на карте оценить район своего вероятного местонахождения; умения определять на глаз удаление от наблюдаемых на местности ориентиров с разных вы­сот; знания мест расположения светотехнических средств самоле­товождения и данных об их работе.

Визуально местонахождение самолета может быть определено в момент пролета опознанного экипажем ориентира или сопоставле­нием положения самолета относительно опознанных ориентиров.

Различают следующие виды ориентиров: линейные (желез­ные, шоссейные и грунтовые дороги, реки, каналы, горные цепи, бе­рега морей и больших озер, линии Электропередач и т. д.); пло­щадные (леса, большие озера, крупные населенные пункты

и т. д.), занимающие относительно большую площадь и выделяю­щиеся своими контурами на местности; точечные (перекрестки дорог, мосты, отдельные постройки, заводские трубы, характерные вершины гор и т. п.).

При ведении визуальной ориентировки не все ориентиры равно­ценны по дальности их видимости с самолета и возможности быст­рого опознавания с воздуха. Степень сложности опознавания ориентиров на местности зависит от их вида, формы, размеров и окраски, фона местности, времени года, прозрачности атмосферы, высоты и скорости полета.

Железные дороги на местности отличаются своими пра­вильными линиями темного цвета. На поворотах имеют плавные закругления. В зависимости от высоты полета и видимости они раз­личаются на расстоянии 8—40 км. В ночное время железные до­роги хорошо просматриваются только с малых высот, и то только в лунную ночь. В безлунную ночь они не видны, заметны только освещенные железнодорожные станции и огни тепловозов и элек­тровозов. В зимний период железные дороги обычно хорошо вы­деляются на фоне местности (если в этот день не было снего­пада).

Шоссейные дороги летом видны на местности в виде по­лос серого цвета, а в сырую погоду —более темного цвета. Зимой в зависимости от снежного покрова и наезженности оци имеют серый или черный цвет. Хорошо выделяются на общем фоне в лун­ную ночь. В зависимости от высоты полета и видимости они разли­чаются на расстоянии 10—70 км. Шоссейные дороги от железных дорог отличаются своей прямолинейностью и более крутыми пово­ротами.

Грунтовые дороги делятся на улучшенные и проселоч­ные. Улучшенные дороги в отличие от шоссейных имеют широкую, но неправильно наезженную колею. Являются хорошими ориенти­рами. Проселочные дороги видны хуже. Ориентировка по ним за­труднена, так как они часто меняют свои направления, поэтому их вид на карте может не соответствовать виду на местности.

Большие и средние реки являются надежными ориен­тирами. Летом они хорошо видны с больших высот и расстояний в виде широкой, темной извилистой ленты. Отличительными при­знаками рек являются отблеск воды (при солнечном освещении), характерные изгибы, а также кусты и деревья по берегам. Летом реки видны лучше, чем зимой. Зимой замерзшие реки видны лишь с небольших расстояний по очертаниям берегов. Ночью реки хо­рошо видны в сторону Луны по отблеску воды.

Мелкие реки хорошо видны при наблюдении по вертикали под самолетом и хуже видны, если находятся в стороне. Выде­ляются на фоне местности темной узкой извилистой полосой. Хо­рошо заметны мелкие частые изгибы и более темная раститель­ность по берегам. В лесу реки видны только при полете над ними. Весной при разливе они меняют размеры и очертания, что затруд­няет их опознавание.

Береговая черта водных пространств является наиболее характерным ориентиром. При незамерзшей воде она видна на большом расстоянии в виде резко очерченной линии, отделяющей сушу от поверхности воды. Прекрасно различаются бухты, заливы и мысы. Однако чрезмерная изрезанность береговой черты затруд­няет ведение визуальной ориентировки. В зимний период береговая черта просматривается хуже.

Крупные населенные пункты хорошо видны с боль­ших расстояний, выделяясь своей конфигурацией на общем фоне местности. Промышленные города обнаруживаются по густой дымке над ними от промышленных предприятий. Между собой крупные населенные пункты отличаются размерами, контурами, количеством и направлением подходящих к ним дорог, а также наличием крупных зданий, спортивных комплексов, телевизионных вышек и других характерных сооружений. Ночью при отсутствии светомаскировки они служат хорошими световыми ориентирами.

Средние населенные пункты хорошо заметны с боль­ших расстояний благодаря пестрой окраске домов. Опознаются они главным образом по линейным ориентирам. Ночью они обнару­живаются при наблюдении под небольшим углом, зимой выде­ляются издалека в виде серого пятна на белом фоне заснеженной местности.

Мелкие населенные пункты (деревни, хутора, поселки и т. п.) в открытой малонаселенной местности обнаруживаются со значительных расстояний и легко, в пересеченной местности они сливаются с общим фоном и их обнаружение затруднено. Зимой мелкие населенные пункты хорошо выделяются на белом фоне снежного покрова. Ночью они имеют вид отдельных световых точек.

Лесные массивы летом и зимой хорошо различаются на общем фоне местности с больших расстояний, особенно зимой. Хвойные леса отличаются от общего фона местности темнозеленой окраской. Контуры лесов хорошо заметны со средних и больших высот и могут служить надежными линейными ориентирами. Но при этом надо иметь в виду, что контуры лесов не всегда сходятся с изображением на карте. Лучшими ориентирами в лесу являются дороги, просеки, вырубки и др., цаблюдаемые, как правило, только под небольшими углами. При полете над очень большими лесными массивами (сибирская тайга) или над районами с большим коли­чеством лесных площадей ориентировка затрудняется.

Озера хорошо обнаруживаются летом на большом расстоянии благодаря отблеску воды, а при пасмурной погоде — по ровной темной площади. Хорошо заметна более зеленая растительность по берегам озер. Зимой опознавание озер затруднено. Их можно различить на небольшом расстоянии по ровной поверхности снеж­ного покрова, окаймленной темной кромкой кустарников и де­ревьев. От весеннего половодья и осенних дождей озера разли­ваются, отчего их конфигурация и размеры сильно меняются, что затрудняет визуальную ориентировку.

Рельеф местности может использоваться для ориенти­ровки в таких районах, где он резко выражен. В горной местности ориентирами являются отдельные вершины гор, характерные ска­лы, долины. В пустынной и степной местности ориентирами служат балки, овраги, дороги, караванные пути и колодцы.

Ниже приводится таблица средних дальностей видимости ори­ентиров в зависимости от высоты полета (табл. 6.1).

Таблица 6.1

Ориентиру

Дальность видимости

КМ

с малых высот

со средних высот

с больших высот

Крупные населенные пункты….

30 — 40′

70 — 80

90— 120

Средние и мелкие населенные пункты

10— 15

40 — 50

60 — 70

Большие реки…………………………………..

15—20

40 — 50

70— 100

Средние и малые реки…………………….

7—10

30—35

40 — 50

Железные дороги……………………………..

8- 15

20-25

30 — 40

Шоссе……………………………………………….

10-20

30 — 40

50 — 70

Грунтовые дороги……………………………

5 — 10

15—20

До 20

Озера……………………………………………….

10-20

40 — 50

70— 100

Леса………………………………………………….

10— 15

30—40

50 — 70

В основу визуальной ориентировки положено определение ме­ста самолета путем сличения карты с местностью. Поэтому при ведении визуальной ориентировки экипаж обязан соблюдать сле­дующие правила:

— перед сличением карты с местностью ориентировать ее по странам света;

— каждому определению места самолета должно предшество­вать счисление пути, с тем чтобы иметь возможность сличить карту с местностью в районе предполагаемого местонахождения само­лета; .

— ввиду ограниченного времени на распознавание ориентиров, особенно при полетах на больших скоростях, необходимо ожидать появления ориентиров в пределах видимости, то есть знать, какой ориентир и с какого направления должен появиться;

— из совокупности ориентиров, видимых с данной высоты по­лета,-выбирать сначала крупные, наиболее характерные, опозна­вать их, а затем переходить к опознаванию более мелких ориенти­ров вблизи самолета или под Самолетом;

— ориентиры опознавать не по одному, а по "нескольким отли­чительным признакам, чтобы не спутать ориентиры, похожие друг на друга.

При ведении визуальной ориентировки существует следующий порядок. Прежде чем сличить карту с пролетаемой местностью, необходимо ее ориентировать, то есть расположить карту так, чтобы направление истинного меридиана на ней совпадало с север­ным направлением на местности.

Для этого необходимо по показанию курсовой системы мыслен­но проложить на карте линию истинного курса, затем повернуть карту так, чтобы эта линия была параллельна продольной оси са­молета (рис. 6.1).

При таком положений карты ориентиры, расположенные на ней, будут соответствовать расположению этих же ориентиров на мест­ности. Затем определить район вероятного местонахождения само-

лета на карте и в пределах найденного района выбрать характер­ные ориентиры, которые могут быть наиболее легко обнаружены при данных условиях полета, и после этого сличить карту с мест­ностью.

Если ориентир на местности достоверно опознан, то на карте отмечается место самолета крестиком размером 8—10 мм с указа­нием времени.

Следует помнить-, что каждый ориентир имеет основные и до­полнительные признаки, отличающие данный ориентир от ему по­добных.

К основным признакам ориентиров относятся размеры, окраска, конфигурация, а к дополнительным те, по которым отличается дан­ный ориентир от ему подобного. Дополнительными признаками, позволяющими, например, отличить один населенный пункт от дру­гого, являются характер, количество и направление дорог, наличие и взаимное расположение других ориентиров, например рек, озер и т. д., вблизи него.

Сличение карты с местностью можно выполнять переходом от карты к местности и от местности к карте.

В первом случае необходимо выбрать на карте один или не­сколько характерных ориентиров, затем отыскать их на местности. Это позволяет заранее изучить эти ориентиры по карте, а затем ожидать их появления на местности. Данный способ является основным.

Второй способ — переходом от местности к карте — применяется тогда, когда в прле зрен. ия самолета появляется характерный ориентир. В этом случае, набліодйя за ориентиром на местности, необходимо изучить и запомнить его характерные признаки, затем по ним отыскать ориентир на карте.

В зависимости от наличия и видимости ориентиров по марш­руту, определение места самолета (МС) по наземным ориентирам может выполняться различными приемами. Наиболее просто оно определяется по ориентиру, наблюдаемому непосредственно под самолетом. В случаях когда на линии пути нет характерного ориен­тира, можно применить прием определения МС по видимому поло­жению нескольких опознанных ориентиров относительно самолета. Определяя глазомерно направление и удаление самолета от опо­знанных ориентиров, штурман оценивает примерное положение са­молета относительно их и определяет место на карте.

При глазомерном определении расстояний на местности необ­ходимо иметь в виду зависимость горизонтальной дальности от вы соты полета и вертикального угла (табл. 6.2).

Таблица 6.2

ВУ

гд

ВУ

ГД

26,5°

0,5 Я

63°

2 Я

45°

Я

76°

4 Я

56°

1.5 Я

80°

6 Я

Следует отметить, что ошибки в определении МС при глазо­мерной оценке расстояния до ориентиров могут достигать больших значений, особенно при полетах на больших высотах, поэтому при­бегать к этому приему следует только после того, как будут выра­ботаны навыки глазомерных определений дальностей до ориен­тиров.

На ведение визуальной ориентировки большое влияние оказы­вают условия видимости ориентиров, так как от этого зависит наи­большее расстояние, с которого можно их обнаружить и опознать. Дальность видимости ориентиров зависит от их размеров, цвета и яркости, от фона окружающей местности, освещенности и прозрач­ности атмосферы. Хорошо опознаются ориентиры, резко выделяю­щиеся на фоне местности, и значительно хуже те, которые сли­ваются с общим фоном местности.

Прозрачность атмосферы является одним из основных факто­ров,- определяющих видимость ориентиров. Такие метеорологиче­ские элементы, как облачность, дождь, снегопад, туман, сущест­венно влияют на прозрачность атмосферы и снижают дальность видимости ориентиров.

Видимость ориентиров зависит от времени года. Лучшие усло­вия для ведения визуальной ориентировки бывают летом. Весной

при таянии снега, а_также осенью, когда местность покрыта от­дельными снеговыми пятнами, местность приобретает однообраз­ный пестрый фон, на котором зачастую очень трудно различить мелкие и даже средние населенные пункты, грунтовые дороги. При таянии снега весной искажаются русла рек вследствие их разлива. В зимнее время реки и озера плохо различимы даже с небольшой высоты.

Условия визуальной ориентировки в значительной мере зависят от времени суток. Сумерки сокращают дальность видимости ориен­тиров и лишают их окраски, вследствие чего появляется однотон­ность в окраске и скрадываются отдельные детали объектов. В сумерках видимость ориентиров резко ухудшается, потому что экипажу приходится наблюдать затемненную земную поверхность из освещенного пространства. Кроме того, в это время суток ино­гда резко ухудшается прозрачность атмосферы из-за образовав­шейся дымки и радиационных туманов.

В ясную лунную ночь условия ориентировки почти не отли­чаются от дневных. Ориентиры хорошо различимы, но выглядят несколько иначе, чем днем. Когда Луна находится высоко над го­ризонтом, ориентиры видны и распознаются довольно легко, осо­бенно если они находятся в той части горизонта, где расположена Луна. При низком положении Луны над горизонтом лучше за­метны ориентиры в противоположном от Луны направлении.

В темную безлунную ночь ориентировка затруднена. Неосве­щенные пункты заметны в виде серого пятна с расплывчатыми очертаниями.

Движение на электрифицированных железных дорогах видно благодаря вспышкам при неплотном касании токоприемников.

Мелкие и средние реки, железные и шоссейные дороги, лес и озера в темную ночь на больших высотах не просматриваются.

Дальность видимости огней и световых ориентиров в темную ночь приведена в табл. 6.3.

Таблица 6.3

Дальность видимости, км

Отблески зенитного прожектора…………………………

Большие промышленные города (освещенные) Небольшие населенные пункты (освещенные) Большие железнодорожные станции (освещенные) Мелкие железнодорожные станции (освещенные)

и большие села…………………………………………………….

Костры………………………………………………………………..

Огни одиночных домов……………………………………….

Огни паровозов. . — …. і……………………….

Свет автомобильных фар…………………………………….

Высота полета оказывает Существенное влияние на ведение ви­зуальной ориентировки. С больших высот в хорошую погоду даль-

мость видимости крупных ориентиров увеличивается, но при этом уменьшается возможность использования для ориентировки мелких ориентиров из-за ухудшения их видимости и увеличиваются по­грешности в определении места, самолета вследствие больших ошибок в определении вертикали. Кроме того, при полетах на больших высотах и в стратосфере ведение визуальной ориенти­ровки усложняется специальным обмундированием экипажа и на­личием больших участков местности, закрытых деталями самолета.

При полетах в стратосфере (свыше 12 000 м) ориентировка за­трудняется малой горизонтальной видимостью. Объясняется это скоплением водяных паров, пыли, продуктов сгорания, солей и дру­гих частиц под задерживающим слоем тропопаузы. В утренние и вечерние часы видимость еще более ухудшается, так как яркость солнечного освещения в это время значительно меньше. Часто зна­чительные участки местности под самолетом закрыты облачностью.

При полетах на больших высотах уменьшается угловая ско­рость перемещения самолета над местностью и даже при больших скоростях экипаж располагает достаточным временем для наблю­дения за ориентирами.

При полетах на малых высотах и больших скоростях условия ведения ориентировки ухудшаются вследствие небольшой дально­сти видимости ориентиров, которые видны не в плане, а в перспек­тиве,.и резкого сокращения времени для их распознавания из-за большой скорости углового перемещения.

На видимость ориентиров существенное влияние оказывает рельеф местности: ориентиры, находящиеся в лощинах, оврагах, за противоположными скатами и т. д., могут быть не видны вовсе или видны слишком короткое время. Поэтому визуальную ориен­тировку при полетах на малых высотах необходимо вести с упре­ждением, ожидая появления намеченного ориентира.

Сложность ведения визуальной ориентировки при полетах на малых высотах и больших скоростях требует от экипажа, и в част­ности от штурмана, тщательной наземной подготовки и отличного знания района полетов (боевых действий), чтобы отличительные признаки ориентиров можно было познать в полете без обращения к карте.