Авиационные провода
Монтаж электрических сетей на самолетах и вертолетах выполняется авиационными проводами — алюминиевыми или большей частью медными. Наибольшее применение в авиации нашли провода следующих марок:
Рис. 99. Сеть переменного тока:
«а — трехфазная; б — четырехпроводная с использованием корпуса в качестве четвертого
(нулевого) провода
БГТВЛ н БПВЛЭ (провод с хлорвиниловой бумажной изоляцией, лакированный, экранированный);
БПВЛ-А (провод с хлорвиниловой бумажной изоляцией, лакированный, алюминиевый);
БПТЛ (специальный термостойкий провод);
ПВЛ и ПВЛЭ (провод высоковольтный, лакированный, экранированный) и т. д.
Таблица 4
|
В табл. 4 приведены стандартные сечения и нормы токовых нагрузок авиационных проводов. Эти нормы получены из условия, что при данной максимально допустимой нагрузке изоляции провод нагревается до максимально допустимой температуры (для хлорвиниловой изоляции 7’°доп^98°С).
Для удобства обслуживания все провода маркируются так, что каждая самостоятельная цепь и ее составные участки имеют свои обозначения и легко могут быть опознанными.
На современных самолетах и вертолетах для удобства монтажа провода группируются в жгуты, прокладываемые различными способами. Разделка жгутов производится в элементах монтажно — установочного оборудования, т. е. в распределительных устройствах, электрощитах, панелях, коробках и т. д. В них же монтируется аппаратура управления, защиты, разъемные соединения, приборы контроля и т. п. Одним из типов разъемных соединений являются штепсельные разъемы. Они имеют свою маркировку. Например: ШР (Г) 55П (У) К15Э (Н) Ш (Г) 3 — штепсельный разъем (ШР), герметичный (Г), посадочный диаметр в мм (55), прямой (П), угловой (У), кабельный (К), число штырей (15), экранированный (Э), неэкранированный (Н), штыри установлены в съемной части (Ш), гнезда установлены в съемной части (Г), номер по каталогу (3).