Оценка уровня Б. П

Количественная оценка БП производится на этапе эксплуатации ВС и применяется при анализе состояния БП в отрасли, по региональным управлениям, по авиапредприятиям, по типам самолетов и т. д. Для количественной оценки уровня БП и выявления его зависимости от свойств АТС и условий её функционирования используются два типа показателей — статистические и вероятностные.

Статистические показатели БП

Статистические показатели подразделяются на общие и частные, абсолютные и относительные

Оценка уровня Б. П

Определяются показатели по данным о потерях и полезной работе за определенный период времени (месяц, квартал, год, несколько лет).

Общие показатели характеризуют уровень БП, учитывают интегрально влияние на неё всех факторов, а частные — только отдельных факторов или групп факторов.

Абсолютные показатели учитывают абсолютные потери. К ним относятся: пАП — число авиационных происшествий; пк — число катастроф; nAe — ЧИСЛО АВАРИЙ;

ппОГ — число погибших пассажиров членов экипажей; пИН -число инцидентов.

Определяются абсолютные показатели сбором информации о потерях за календарный период по авиапредприятию, региональному управлению, отрасли. Они могут быть использованы для выявления общих тенденций в динамике АП. Однако практическая применимость абсолютных показателей ограничена их зависимостью от численности самолетного парка, общего налета часов и других абсолютных показателей производственной деятельности.

Пример: Если парк самолётов больше, то и показатель БП (абсолютный) больше. То же при большем налёте (общем и на 1 списочное ВС). Поэтому сравнительная оценка безопасности полетов в организациях, региональных управлениях, за разные календарные сроки с различными объёмами производственной деятельности осуществляется с использованием относительных показателей.

Относительные статистические показатели учитывают как потери, так и полезную работу предприятий ГА и являются отношением этих величин: п

п = M
A

где п — абсолютные потери;

A — объем работ за рассматриваемый период — налет часов, число перевезённых пассажиров и т. д.

M — масштабный коэффициент (105-108 ) .

В ГА РФ для оценки БП приняты показатели:

число катастроф на 100 тыс. часов налета за данный календарный период (год)

Пат =ПТЮ

ТЧС

где Пкат, Тчас — абсолютное число катастроф и суммарный налет часов;

число погибших на 1 млн. перевозимых пассажиров за данный календарный период

(год)

Подпись: П1Г~NC

где Nпас — общее число перевезенных пассажиров.

В практике ИКАО используются также показатели: число катастроф на 100 млн. км. налета (М-10 ), число катастроф на 100 тыс. полетов, число погибших на 100 млн.

о

пассажиро-километров (М-10 ).

Перечисленные показатели (абсолютные и относительные) используются для составления статистических сборников ГС ГА и ИКАО.

Используются также относительные показатели, обратные перечисленным, представляющие отношение полезной работы к понесенным при этом потерям, в частности,

Оценка уровня Б. П

средней налет на одно авиапроисшествие — Тап, на одну аварию Тав, одну катастрофу Тк, один инцидент — Тин :

ГДЕ Т — суммарный Налет за календарный период, пП п; ‘КТ — число потерь

за тот — же период

Связь прямых и обратных показателей очевидна:

„ 15 „ 15

— и т. д.

п

Каждый показатель БП используется отдельно, что не дает объективной оценки при сравнительных анализах состояния БП в авиапредприятиях с различными типами ВС, различными объемами и режимами производственной деятельности.

Общие статистические показатели имеют интегральный характер и не позволяют выявить влияние на уровень БП отдельных факторов. Эта задача решается использованием частных показателей.

Частные статистические показатели как и общие, могут быть абсолютными и относительными.

Подпись: (аварий, катастроф, АП), вызванных i -й причиной (фактором), Подпись: п Подпись: -число событий,

К частным абсолютным статистическим показателям относятся: (Например: отказы двигателя, невыпуск шасси, посадка в условиях ниже минимума и т. д.) ni — число событий

вызванных у —й группой причин (факторов); n z — число событий, происшедших на г — М этапе полета (Например: при посадке).

Оценка уровня Б. П

Частные относительные статистические показатели — относительное количество событий происшедших по i — й причине, У— и группе причин, г — М этапе полета по отношению к общему числу событий — п(в/о) :

Широко используется показатель — средний Налет на одно событие, происшедшее по

у й группе факторов (в предприятии, отрасли, на типе ВС)

т = *

‘ "у

где t — суммарный Налет за календарный период.

В качестве i-x причин могут рассматриваться отказы отдельных функциональных систем самолета (конкретных систем), ошибки различных категорий работников, конкретные неблагоприятные условия полета и др. BY — е группы причин включают отказы авиационной техники (все отказы), ошибки персонала, неблагоприятные условия полета без конкретизации причин внутри каждой из указанных групп. в качестве z-х этапов полета анализируют взлет с первоначальным набором высоты (самолет во взлетной конфигурации), маршрутный полет с этапами высоты и снижения, заход на посадку и посадка.

Статистические показатели БП вычисляются по данным массовой эксплуатации, их главное достоинство — объективность. Однако они имеют ряд недостатков. В частности, они не позволяют всесторонне оценить деятельность авиапредприятий по вопросам обеспечения безопасности полетов, выявить влияние на уровень БП отдельного фактора, какого-либо конструктивного или аэродинамического параметра самолета. Для таких оценок необходимо увеличить число показателей, что затруднит общую оценку достигнутого уровня БП, дает её в неявном виде.

Статистические показатели не позволяют оценить эффективность различных организационных и технических мероприятий, направленных на повышение БП, еще до их реализации, учесть условия эксплуатации ВС, прогнозировать БП на будущее при изменении условий эксплуатации, оптимизировать уровень БП с учетом проблемы стоимости и эффективности.

Вероятностные показатели БП

АП или И как потенциально возможный исход конкретного полета по своей природе случайное событие вследствие случайности возникновения во времени и пространстве полета неблагоприятных факторов, вызывающих его. Поэтому критерием количественной оценки уровня БП можно считать вероятность благополучного исхода полета.

P = 1- Q,

где Q — вероятность неблагополучного исхода полета.(степень риска)

На практике свойства реальных потоков АП могут не соответствовать свойствам указанным для простейших потоков событий, в частности, поток АП может быть нестационарным для большого календарного срока или большого суммарного Налета. Поэтому в вопросах закладки достоверных исходных данных для расчёта вероятностных показателей, которые в отличие от статистических позволяют прогнозировать исход полёта мы наталкиваемся на непреодолимое препятствия. Именно поэтому вероятностные показатели безопасности полётов в эксплуатации пользуются мало, а в основном применяются при проектировании новых ВС.