Оценка уровня Б. П
Количественная оценка БП производится на этапе эксплуатации ВС и применяется при анализе состояния БП в отрасли, по региональным управлениям, по авиапредприятиям, по типам самолетов и т. д. Для количественной оценки уровня БП и выявления его зависимости от свойств АТС и условий её функционирования используются два типа показателей — статистические и вероятностные.
Статистические показатели БП
Статистические показатели подразделяются на общие и частные, абсолютные и относительные
Определяются показатели по данным о потерях и полезной работе за определенный период времени (месяц, квартал, год, несколько лет).
Общие показатели характеризуют уровень БП, учитывают интегрально влияние на неё всех факторов, а частные — только отдельных факторов или групп факторов.
Абсолютные показатели учитывают абсолютные потери. К ним относятся: пАП — число авиационных происшествий; пк — число катастроф; nAe — ЧИСЛО АВАРИЙ;
ппОГ — число погибших пассажиров членов экипажей; пИН -число инцидентов.
Определяются абсолютные показатели сбором информации о потерях за календарный период по авиапредприятию, региональному управлению, отрасли. Они могут быть использованы для выявления общих тенденций в динамике АП. Однако практическая применимость абсолютных показателей ограничена их зависимостью от численности самолетного парка, общего налета часов и других абсолютных показателей производственной деятельности.
Пример: Если парк самолётов больше, то и показатель БП (абсолютный) больше. То же при большем налёте (общем и на 1 списочное ВС). Поэтому сравнительная оценка безопасности полетов в организациях, региональных управлениях, за разные календарные сроки с различными объёмами производственной деятельности осуществляется с использованием относительных показателей.
Относительные статистические показатели учитывают как потери, так и полезную работу предприятий ГА и являются отношением этих величин: п
п = M
A
где п — абсолютные потери;
A — объем работ за рассматриваемый период — налет часов, число перевезённых пассажиров и т. д.
M — масштабный коэффициент (105-108 ) .
В ГА РФ для оценки БП приняты показатели:
число катастроф на 100 тыс. часов налета за данный календарный период (год)
Пат =ПТЮ
ТЧС
где Пкат, Тчас — абсолютное число катастроф и суммарный налет часов;
число погибших на 1 млн. перевозимых пассажиров за данный календарный период
(год)
NC
где Nпас — общее число перевезенных пассажиров.
В практике ИКАО используются также показатели: число катастроф на 100 млн. км. налета (М-10 ), число катастроф на 100 тыс. полетов, число погибших на 100 млн.
о
пассажиро-километров (М-10 ).
Перечисленные показатели (абсолютные и относительные) используются для составления статистических сборников ГС ГА и ИКАО.
Используются также относительные показатели, обратные перечисленным, представляющие отношение полезной работы к понесенным при этом потерям, в частности,
средней налет на одно авиапроисшествие — Тап, на одну аварию Тав, одну катастрофу Тк, один инцидент — Тин :
ГДЕ Т — суммарный Налет за календарный период, пП п; ‘КТ — число потерь
за тот — же период
Связь прямых и обратных показателей очевидна:
„ 15 „ 15
— и т. д.
Каждый показатель БП используется отдельно, что не дает объективной оценки при сравнительных анализах состояния БП в авиапредприятиях с различными типами ВС, различными объемами и режимами производственной деятельности.
Общие статистические показатели имеют интегральный характер и не позволяют выявить влияние на уровень БП отдельных факторов. Эта задача решается использованием частных показателей.
Частные статистические показатели как и общие, могут быть абсолютными и относительными.
К частным абсолютным статистическим показателям относятся: (Например: отказы двигателя, невыпуск шасси, посадка в условиях ниже минимума и т. д.) ni — число событий
вызванных у —й группой причин (факторов); n z — число событий, происшедших на г — М этапе полета (Например: при посадке).
Частные относительные статистические показатели — относительное количество событий происшедших по i — й причине, У— и группе причин, г — М этапе полета по отношению к общему числу событий — п(в/о) :
Широко используется показатель — средний Налет на одно событие, происшедшее по
у й группе факторов (в предприятии, отрасли, на типе ВС)
т = *
‘ "у
где t — суммарный Налет за календарный период.
В качестве i-x причин могут рассматриваться отказы отдельных функциональных систем самолета (конкретных систем), ошибки различных категорий работников, конкретные неблагоприятные условия полета и др. BY — е группы причин включают отказы авиационной техники (все отказы), ошибки персонала, неблагоприятные условия полета без конкретизации причин внутри каждой из указанных групп. в качестве z-х этапов полета анализируют взлет с первоначальным набором высоты (самолет во взлетной конфигурации), маршрутный полет с этапами высоты и снижения, заход на посадку и посадка.
Статистические показатели БП вычисляются по данным массовой эксплуатации, их главное достоинство — объективность. Однако они имеют ряд недостатков. В частности, они не позволяют всесторонне оценить деятельность авиапредприятий по вопросам обеспечения безопасности полетов, выявить влияние на уровень БП отдельного фактора, какого-либо конструктивного или аэродинамического параметра самолета. Для таких оценок необходимо увеличить число показателей, что затруднит общую оценку достигнутого уровня БП, дает её в неявном виде.
Статистические показатели не позволяют оценить эффективность различных организационных и технических мероприятий, направленных на повышение БП, еще до их реализации, учесть условия эксплуатации ВС, прогнозировать БП на будущее при изменении условий эксплуатации, оптимизировать уровень БП с учетом проблемы стоимости и эффективности.
Вероятностные показатели БП
АП или И как потенциально возможный исход конкретного полета по своей природе случайное событие вследствие случайности возникновения во времени и пространстве полета неблагоприятных факторов, вызывающих его. Поэтому критерием количественной оценки уровня БП можно считать вероятность благополучного исхода полета.
P = 1- Q,
где Q — вероятность неблагополучного исхода полета.(степень риска)
На практике свойства реальных потоков АП могут не соответствовать свойствам указанным для простейших потоков событий, в частности, поток АП может быть нестационарным для большого календарного срока или большого суммарного Налета. Поэтому в вопросах закладки достоверных исходных данных для расчёта вероятностных показателей, которые в отличие от статистических позволяют прогнозировать исход полёта мы наталкиваемся на непреодолимое препятствия. Именно поэтому вероятностные показатели безопасности полётов в эксплуатации пользуются мало, а в основном применяются при проектировании новых ВС.