Прорила ведения визуальной ориентировки. Порядок определения места вертолета

Для создания благоприятных условий сличения и опознавания ориентиров необходимо знать и соблюдать следующие правила:

— полетную карту держать сориентированной по сторонам горизонта;

— выдерживать расчетный режим полета (курс, скорость, вре­мя полета), вести счисление пути, чтобы иметь возможность сли­чать карту с местностью в ограниченном районе;

— упреждать появление ориентиров в поле их видимости, т. е. знать, с какого направления какой ориентир должен появи­ться, увеличивая этим время наблюдения;

— выбирать для опознавания вначале крупные, наиболее ха­рактерные ориентиры, даже если они находятся на значительном удалении, опознать их, а затем опознавать ориентиры вблизи вер­толета для точного определения МВ;

— опознавать ориентиры по нескольким признакам, чтобы не принять один ориентир за другой, похожий на него.

Сличение карты с местностью выполняют, как правило, пере­ходом от карты к местности, т. е. сначала изучают и запоминают признаки ориентиров на карте, а затем по ним опознают наблю­даемые ориентиры на местности. Этот способ позволяет до появ­ления в поле видимости ожидаемых ориентиров изучить их приз­наки, чтобы затем выявить при опознавании. Но если в зоне обзо­ра внезапно появился крупный или характерный ориентир, приме­няется переход от местности к карте, т. е., пока он виден, изучают и запоминают его характерные признаки, а затем по ним отыски­вают ориентир на карте. Способ может быть применен также при потере ориентировки. При опознавании ориентиров может исполь­зоваться многократный переход от карты к местности и от мест­ности к карте.

В ходе полета летчику зачастую бывает достаточно знания приближенного МВ. Оно определяется при ведении общей ориен­тировки, в том числе и визуальной, когда опознаванием ориенти­ров определяется лишь район местонахождения (летчик узнает ориентиры, мимо которых проходит вертолет).

Определение МВ визуально — переход от общей ориентировки к детальной, к определению точки, над которой находится верто­лет в данный момент. Определяется МВ в следующем порядке: убедиться, что карта сориентирована по сторонам горизонта; по
результатам счисления пути определить достигнутый рубеж (счис — лимое МВ); на карте в радиусе, равном примерно 3—5 высотам, выбрать наиболее характерные или крупные ориентиры, запом­нить их основные признаки; на местности по этим признакам опоз­нать ориентиры. Определяется МВ либо в момент пролета опоз­нанного ориентира, наблюдаемого под вертолетом, либо глазомер­ным сопоставлением положения опознанных ориентиров, которые находятся в пределах 2—3 высот полета.

Во втором случае оценивается примерное положение вертоле­та относительно опознанных ориентиров. Расстояние от вертоле­та до ориентира определяется по высоте и вертикальному углу (рис. 6.8).

Подпись:8У/

26,5

45

56

69

76

Точность определения удалений ориентира зависит от умения глазомерно определять ВУ. Ошибка в их определении достигает 7—10° даже для летчиков, имеющих опыт полетов. Использовать этот прием следует до ВУ не более 63°, так как далее точность определения удаления резко падает.

На карте МВ, определенное визуально, обозначается перекрес­тием размером 8—10 мм и временем определения ( х 7.01). От­метки ставятся периодически, в промежутках между ними (при следовании вертолета по ЛЗП или вблизи нее) фактическая ли­ния пути удерживается в памяти летчика.

Точность определения МВ визуально зависит от масштаба кар­ты, высоты полета и навыков в определении удалений ориентиров. При пролете над ориентиром на высоте 200—300 м с использова­нием карты 1 : 200 000 МВ определяется с точностью 0,3—0,5 км, а со средних высот по картам 1 : 1 000 000 практическая точность от? леток составляет 3 км+0,6 Я, км.

Соблюдение правил ведения визуальной ориентировки сокра­щает время опознавания ориентиров, а отступление от них ведет к осложнениям в полете и потере ориентировки.