ВЫДУМКИ НЕЧИСТЫЕ И ГЕНИАЛЬНЫЕ
„1729 г. в селе Ключе, недалеко от Ряжска, кузнец, „Черная Гроза" называвшийся, сделал крылья из проволоки, надевал их, как рукава; на вострых концах надеты
были перья самые мягкие, как пух, из ястребков и рыболовов, и по приличию на ноги тоже, как хвост, а на голову, как шапка, с длинными мягкими перьями. Летал так, мало дело ни высоко, ни низко, устал и спустился на кровлю церкви, но поп крылья сжег, а его едва не проклял".
Таков был один из опытов летания в России, о котором сохранилась эта подлинная запись в одной старинной русской рукописи.
Другой случай, еще более красочный, произошел во второй половине XVI века под Москвой. В присутствии толп народа некий „смерд Никитка, боярского сына Лупатова холоп" совершил будто бы даже несколько удачных полетов вокруг Александровской слободы, — где тогда проживал и царь Иван Г розный, — тоже на каком-то снаряде с деревянными крыльями. Но удачно уподобившись птице, летун потерпел жестокую неудачу с другой стороны. „Человек не птица, крыльев не имать. Аще же приставит себе аки крылья деревянны, — против естества гворит. То не божье дело, а от нечистой силы. За сие дружество с нечистой силой отрубить выдумщику годову. Тело окаянного пса смердящего бросить свиньям
на съедение. А выдумку, аки дьявольской помощью с нарі женную, после божественной литургии огнем сжечь".
Вот как распорядились с несчастным „холопом", дерз нувшим перешагнуть границы человеческие: ведь обла
Рир. 22 и 23. Гравюры из утопического французского романа (1781 г. Рестиф де-ла Бретона: европейские летчики, открыв новую землю находят на ней людей рогатой породы (слева) и людей змеиной породы за которыми они охотятся с воздуха с помощью сетей (справа). |
дание крыльями — это привилегия богов и святых, нг которую не могут покушаться простые смертные.
Обвинения в „нечисти", в сношениях с дьяволом « в прочих грехах преследовали „выдумщиков" не тольк( щ в России, но и в Западной Европе, особенно в мрачные
годы средневековья. И даже бессмертному Леонардо да Винчи приходилось считаться в своих работах с риском быть обвиненным в колдовстве, что наказывалось тогда включительно до сожжения на костре. С двойной опаской были сопряжены тогда все попытки летать. Увечия и нередко смерть таились в кустарно-сколоченных крыльях, которые должны были конкурировать с птичьими, а всевидящая церковь грозила наказаниями за гордыню, за непокорство, за предерзостные старания уподобиться божествам и небожителям…
И все же люди не бросали мысли научиться летанию, а упорно возвращались к созданию искусственных крыльев… И так было на протяжении многих веков и во всех странах.
Среди многочисленных работ этого рода „выдумки" Леонардо да Винчи должны быть выделены особо, так как нее они отмечены печатью присущего ему гения. Правда, крылья, строившиеся несколько раз по указаниям Леонардо, не могли воплотить в жизнь мечту кузнеца Лстро да Перетола, столь упоительно летавшего во сне. io другие измышления великого творца знаменуют собой ісключительньїе открытия, к сожалению в свое время >ставшиеся незамеченными, так как Леонардо ничего не іубликовал о них (заметки его были разобраны и опу — іликованьї только в конце XIX века). В эпоху, когда был олько парусный флот и никто ничего не знал и не (умал о гребном винте, он указал на возможность подни-
маться в воздух с помощью винта-пропеллера на вертикальной оси (см. рис. 24). И он же впервые указал и точно описал способ спокойно слетать с возвышенностей на парашюте из простой парусиновой палатки (пирамидальной формы).
На ряду с другими работами, гениальные „выдумки" воздушного винта и парашюта, сделанные за три века до первых практических опытов с ними, по праву сохранили за Леонардо да Винчи прозвание „дедушки авиации".