Электрические системы обогрева
Самолеты в определенных условиях полета и состояниях атмосферы могут обледеневать. Наиболее часто это происходит при температуре воздуха 0—5°С и относительной влажности 80—100% на высотах до 5 000 м и скорости полета до 800 км/ч (свыше 800 км/ч аэродинамический нагрев препятствует обледенению).
Для обеспечения полетов при пониженных температурах атмосферы на самолетах применяют различные протнвообледени — тельные н нагревательные устройства (химические, термические, механические).
Наибольшей эффективностью и простотой отличаются электрические нагревательные устройства, которые широко используются для предотвращения обледенения остекления гермокабины, носков стабилизатора и киля, лопастей и коков винтов, приемников воздушных давлений. Электрические нагреватели также применяются для обогрева часов, аккумуляторов, фотоаппаратов и т. д.
+ ?7 В
Рассмотрим принцип электрообогрева отдельных устройств и систем. На рис. 111 представлена схема системы автоматического регулирования температуры — автомата обогрева стекол кабин. Чувствительным элементом регулятора служит термистор Rx, сопротивление которого имеет большой отрицательный температурный коэффициент. Он выполнен в виде диска и вмонтирован в обогреваемое стекло.
Нагревательным элементом системы является либо проволочное сопротивление R2, состоящее из почти невидимых для глаза проволочек, заложенных между слоями стекла, или прозрачная токопроводящая пленка.
Обмотки W1 и W2 поляризованного реле (РП), сопротивления R1 и Rx образуют мостиковую схему, в которой диагональ а—в закорочена. Обмотки W1 и W2 включены встречно.
При температуре стекла ниже 33°С сопротивление Rx >R1 и по обмотке W2 проходит ток больший, чем по обмотке W1. Реле 2Р замыкает свои контакты РП, которые включают обмотку реле 1Р. Через замкнувшиеся контакты 1Р срабатывает реле 2Р (контактор), которое включает нагревательный элемент R2 стекла.
С ростом нагрева стекла сопротивление Rx уменьшается и при температуре 35QC ток в обмотке W1 становится больше тока в обмотке W2. Контакт РП размыкается, включая элемент нагрева R2.
Рассмотренный регулятор обеспечивает стабилизацию температуры стекла с точностью до +-5°С. Регулировочным сопротивлением R1 осуществляют изменение регулируемой температуры стекла.
Электрообогрев крыльев, хвостового оперения и других элементов самолета в целях экономии электрической мощности обычно выполняется по схеме импульсного питания (рис. 112).
Нагревательные элементы, выполненные из специальной тонкой (0,3 мм) стальной ленты или из сетки Константиновых проволочек и покрытые теплоэлектроизоляцпей, закрепляются под обогреваемой поверхностью. Сама обогреваемая поверхность разделена
на три секции, каждая из которых обогревается отдельным элементом. В нашем случае — три секции работают импульсно по определенной программе. Например, 40 сек секция находится под током и 80 сек — обесточена.
За весь цикл (120 сек) все секции нагреваются по одному разу. К источнику питания секции Rl-±-R3 подключаются контакторами, которые в свою очередь включаются с помощью распределительного устройства Р. Для защиты секций от перегрева служат термобиметаллические выключатели БТ. Лампа Л осуществляет контроль за работой системы. С целью повышения надежности устройства обогрева применяют одновременно и непрерывный и импульсный обогревы.
Для сигнализации о начале обледенения служат специальные сигнализаторы (рис. ИЗ).
При появлении обледенения входное отверстие трубопровода Т закупоривается льдом. За счет разности давлений мембрана М сигнализатора давления СД прогибается влево, ранее она скоростным напором была прогнута вправо. При этом замыкаются контакты К, через которые загорается лампа Л и срабатывает реле Р. Контакты реле Р включают обогрев R трубопровода Т, что приводит снова к размыканию контактов К, погасанию лампы Л и выключению обогрева R. Таким образом, мигание лампы Л сигнализирует о наличии обледенения.
Обогрев приемников воздушных давлений, часов и других устройств авиационного оборудования осуществляется встроенными в них нагревательными элементами. Для поддержания заданной температуры служат специальные биметаллические реле.
В настоящее время для целей обогрева все чаще начинает применяться переменный ток.