Организационные основы обеспечения БП в ГА
3.1. место и структура системы обеспечения БП в ГА.
В гражданской авиации большинства стран сложилась система обеспечения БП, в которой можно выделить четыре направления деятельности государственных органов, предприятий авиационной промышленности и ГА
1) Обеспечение БП на этапе создания АТ предусматривает:
— нормирование ЛГ ВС, их двигателей и оборудования;
— строгую регламентацию проектирования, постройки и испытания ВС, двигателей и оборудования;
— сертификацию типов ВС, двигателей и оборудования.
2) Обеспечение БП на этапе создания аэродромов и их оборудования предусматривает:
— нормирование годности и эксплуатации аэродромов, воздушных трасс, их оборудования;
— сертификацию соответствующих объектов.
3) На этапе эксплуатации БП обеспечивается :
— строгой регламентацией летной эксплуатации всего парка ВС (ФАП РФ «Подготовка и выполнение полётов в ГА РФ) и отдельных типов ВС (РЛЭ);
— регламентацией процесса ТЭ, ТО и Р с использованием регламентирующей документации для парка ВС в целом (НТЭ РАТГА-93) и каждого типа ВС (регламенты, технологии ТО руководство по ТЭ типов ВС).
— организацией метеообеспечения полетов по соответствующим правилам;
— организацией перевозок пассажиров и грузов по соответствующим правилам;
— обеспечением защиты от незаконного вмешательства в деятельность ГА;
-аварийно — спасательным обеспечением полетов;
-системой подготовки авиационного персонала с выдачей свидетельств и сертификатов.
— регламентаций иных систем обеспечения полётов
В соответствии с Руководством по управлению безопасности полётов (РУБП) ИКАО такой
подход следует относить к «традиционному», который был эффективным до 1970 годов. Однако позже продолжали иметь место АП, несмотря на соблюдение всех правил и нормативных положений. Традиционный подход предусматривал ретроактивное
реагирование на нежелательные события путём предписания мер, направленных на предотвращение их повторения. Т. о удалось достичь показателей БП примерно Ккат =1х106 (т. е 1 катастрофа на миллион полётов).
Дальнейшее повышение БП с использованием этого подхода стало более трудным. Современный подход к вопросу обеспечения безопасности полётов предусматривает переход от чистого реагирования на авиационные события к более проактивному методу, который основан на том, что помимо прочной базы законодательных актов и нормативных требований и их соблюдении следует дополнить обязательствами государства и других органов управления ГА, а также целым рядом других факторов, влияющих на БП. Речь об этом будет идти далее в разделе «Современный подход к обеспечению БП», после изучения существующей на сегодня системы обеспечения БП..
4) Государственное регулирование и гос. контроль за деятельностью в области ГА производится с целью обеспечения БП, АБ и качества работ и услуг и осуществляется за:
— соблюдением законодательства, в т. ч. воздушного законодательства РФ и международных договоров РФ предприятиями ГА и всей отраслью в целом;
— состоянием БП инспекторами служб ГА и МАК;
-сертификацией предприятий ГА и лицензированием всех видов деятельности, влияющих на БП;
-проведением расследований АП (МАК) и инцидентов (ГА) с разработкой предупредительных мер по обеспечению БП и контролем за их реализацией.