Особенности эксплуатации электрических сетей и коммутационной аппаратуры
Техническая эксплуатация электрических сетей самолетов и вертолетов обеспечивается специалистами по авиационному оборудованию и производится в строгом соответствии с эксплуатационной документацией. Общий контроль за состоянием бортовой сети выполняет инженер по авиационному оборудованию. Все работы, связанные с ремонтом сетей, заменой проводов и защитной аппаратуры независимо от того, какими специалистами они выполняются, производятся под контролем специалиста по электрооборудованию.
* Приведем некоторые правила эксплуатации электрической сети. При замене провода сечение нового выбирается равным сечению заменяемого или, как исключение, большим заменяемого сечения, но обязательно того же типа, что и старый. Прокладка новых участков электросети выполняется только из целых проводов. Сращивание проводов в эксплуатации разрешается в исключительных случаях, причем только горячей пайкой или с помощью индивидуальных разъемов (соединительных втулок). Пайка в любых случаях производится только специальным припоем (например, ПОС- 40) с использованием спиртоканифолевой смеси (или просто канифоли). Пайка с применением кислоты и других припоев не разрешается.
При выполнении ремонтных работ нельзя допускать нарушения или изменения маркировки проводов, экранировки и прибортовки жгутов, а также оставлять неизолированными свободные концы проводов. В зоне двигателя и других отсеках с высокой температурой не допускается замена ленточных металлических хомутов для отбортовки жгутов хлорвиниловыми.
В процессе эксплуатации электрических сетей постоянно ухудшается состояние изоляции проводов, критерием оценки которого является сопротивление изоляции, проверяемое при выполнении ремонтных работ.
Категорически запрещается устанавливать автоматы защиты или предохранители, не соответствующие номинальным данным схемы. Все штепсельные разъемы должны быть надежно соединены, а накидные гайки до отказа затянуты и законтрены. При разъединении электрические разъемы закрываются заглушками или защищаются изоляционным материалом от попадания на них влаги и пыли.
Большая часть коммутационной аппаратуры выполняется неразборной (выключатели, реле, микровыключатели), поэтому состояние их контактов проверить нельзя. Однако некоторые системы очень чувствительны к увеличению переходного сопротивления коммутирующей аппаратуры. В этом случае производится проверка переходного сопротивления контактов коммутирующего устройства с помощью микроомметра. (Например, для выключателя ВГ-15 и 2ВГ-16 системы снятия винтов с упора переходное сопротивление не должно превышать 0,006 ом, т. е. не более 90 мв при токе 15а и напряжении питания 27 в).
Контакты контакторов подвергаются осмотру и чистке хлопчатобумажной тканью, смоченной бензином или спиртом. Категорически запрещается чистить контакты наждачной или стеклянной бумагой, надфилем и т. д. При резко выраженных углублениях (кратерах) и возвышенностях (наплывах) с наличием меди на поверхностях контактов контакторы подлежат замене.