Особенности эксплуатации электрических сетей и коммутационной аппаратуры

Техническая эксплуатация электрических сетей самолетов и вер­толетов обеспечивается специалистами по авиационному оборудо­ванию и производится в строгом соответствии с эксплуатационной документацией. Общий контроль за состоянием бортовой сети вы­полняет инженер по авиационному оборудованию. Все работы, свя­занные с ремонтом сетей, заменой проводов и защитной аппарату­ры независимо от того, какими специалистами они выполняются, производятся под контролем специалиста по электрооборудо­ванию.

* Приведем некоторые правила эксплуатации электрической се­ти. При замене провода сечение нового выбирается равным сече­нию заменяемого или, как исключение, большим заменяемого се­чения, но обязательно того же типа, что и старый. Прокладка новых участков электросети выполняется только из целых проводов. Сра­щивание проводов в эксплуатации разрешается в исключительных случаях, причем только горячей пайкой или с помощью индивиду­альных разъемов (соединительных втулок). Пайка в любых слу­чаях производится только специальным припоем (например, ПОС- 40) с использованием спиртоканифолевой смеси (или просто кани­фоли). Пайка с применением кислоты и других припоев не разре­шается.

При выполнении ремонтных работ нельзя допускать нарушения или изменения маркировки проводов, экранировки и прибортовки жгутов, а также оставлять неизолированными свободные концы проводов. В зоне двигателя и других отсеках с высокой температу­рой не допускается замена ленточных металлических хомутов для отбортовки жгутов хлорвиниловыми.

В процессе эксплуатации электрических сетей постоянно ухуд­шается состояние изоляции проводов, критерием оценки которого является сопротивление изоляции, проверяемое при выполнении ремонтных работ.

Категорически запрещается устанавливать автоматы защиты или предохранители, не соответствующие номинальным данным схемы. Все штепсельные разъемы должны быть надежно соедине­ны, а накидные гайки до отказа затянуты и законтрены. При разъединении электрические разъемы закрываются заглушками или защищаются изоляционным материалом от попадания на них влаги и пыли.

Большая часть коммутационной аппаратуры выполняется не­разборной (выключатели, реле, микровыключатели), поэтому со­стояние их контактов проверить нельзя. Однако некоторые систе­мы очень чувствительны к увеличению переходного сопротивления коммутирующей аппаратуры. В этом случае производится провер­ка переходного сопротивления контактов коммутирующего устрой­ства с помощью микроомметра. (Например, для выключателя ВГ-15 и 2ВГ-16 системы снятия винтов с упора переходное сопро­тивление не должно превышать 0,006 ом, т. е. не более 90 мв при токе 15а и напряжении питания 27 в).

Контакты контакторов подвергаются осмотру и чистке хлопча­тобумажной тканью, смоченной бензином или спиртом. Категори­чески запрещается чистить контакты наждачной или стеклянной бумагой, надфилем и т. д. При резко выраженных углублениях (кратерах) и возвышенностях (наплывах) с наличием меди на по­верхностях контактов контакторы подлежат замене.