СИСТЕМЫ ЗАПУСКА АВИАДВИГАТЕЛЕЙ

Особенности и условия запуска

В системах запуска двигателей самолетов и вертолетов, как отмечалось, для раскрутки ротора авиадвигателей до требуемой скорости вращения используют стартеры. Наиболее широкое при­менение в авиации нашли электрические стартеры и вспомогатель­ные газотурбинные пусковые двигатели (турбостартеры и др.).

Процесс раскрутки ротора авиадвигателя для получения малой продолжительности времени запуска должен происходить со зна­чительным ускорением. Поэтому необходимо обеспечить на всех этапах запуска превышение момента вращения стартера М над результирующим статическим моментом сопротивления Мст дви­гателя, т. е. чтобы

М > Мст + / = Мтр + Мк -Мг+1%, (1.50)

где I — приведенный момент инерции вращающихся частей, связанных с валом стартера;

Мт н Лік— приведенные момент вращения турбины и статиче­ский момент сопротивления компрессора;

Літр — момент сил трения.

Момент Мтр мал и в процессе запуска остается практически постоянным; момент Мт пропорционален скорости вращения дви­гателя, а момент Л1к возрастает пропорционально квадрату скоро­сти.

На рис. 114 показано изменение моментов Л1т и Мк в зависи­мости от скорости вращения двигателя. Стартер должен довести скорость вращения ротора до значения пг, при которой турбина вступает в активную работу. В начале этого этапа включаются подача пускового топлива, зажигание его и подача рабочего топ­лива.

От скорости пт до скорости «от стартер должен сопровождать ротор, так как совместная работа стартера и турбины сокращае/г время запуска, исключает перегрев двигателя. Для газотурбинных двигателей (ГТД) пот = 1 300—1 500 об/мин.

При. скорости вращения п„т, когда из­быточный момент Мт станет достаточно большим, стартер отключается. В даль­нейшем турбина сама доводит скорость вращения двигателя до П,г (до «устой­чивого режима малого газа»). Обычно для ГТД

Подпись:^ = 0,7 — г — 0,87.