СИСТЕМЫ ЗАПУСКА АВИАДВИГАТЕЛЕЙ
В системах запуска двигателей самолетов и вертолетов, как отмечалось, для раскрутки ротора авиадвигателей до требуемой скорости вращения используют стартеры. Наиболее широкое применение в авиации нашли электрические стартеры и вспомогательные газотурбинные пусковые двигатели (турбостартеры и др.).
Процесс раскрутки ротора авиадвигателя для получения малой продолжительности времени запуска должен происходить со значительным ускорением. Поэтому необходимо обеспечить на всех этапах запуска превышение момента вращения стартера М над результирующим статическим моментом сопротивления Мст двигателя, т. е. чтобы
М > Мст + / = Мтр + Мк -Мг+1%, (1.50)
где I — приведенный момент инерции вращающихся частей, связанных с валом стартера;
Мт н Лік— приведенные момент вращения турбины и статический момент сопротивления компрессора;
Літр — момент сил трения.
Момент Мтр мал и в процессе запуска остается практически постоянным; момент Мт пропорционален скорости вращения двигателя, а момент Л1к возрастает пропорционально квадрату скорости.
На рис. 114 показано изменение моментов Л1т и Мк в зависимости от скорости вращения двигателя. Стартер должен довести скорость вращения ротора до значения пг, при которой турбина вступает в активную работу. В начале этого этапа включаются подача пускового топлива, зажигание его и подача рабочего топлива.
От скорости пт до скорости «от стартер должен сопровождать ротор, так как совместная работа стартера и турбины сокращае/г время запуска, исключает перегрев двигателя. Для газотурбинных двигателей (ГТД) пот = 1 300—1 500 об/мин.
При. скорости вращения п„т, когда избыточный момент Мт станет достаточно большим, стартер отключается. В дальнейшем турбина сама доводит скорость вращения двигателя до П,г (до «устойчивого режима малого газа»). Обычно для ГТД
^ = 0,7 — г — 0,87.