Ножное управление
Ножное управление предназначено для управления вертолетом в путевом направлении изменением тяги рулевого винта.
Ножное управление — смешанной конструкции (рис. 126). Оно состоит из педалей 1, жесткой проводки-тяг 2, сектора 3, установленного на шпангоуте № 7Ф, тросовой проводки 4 и ролико-втулочной цепи 6, надетой на звездочку 5 хвостового редуктора. Звездочка хвостового редуктора выполнена заодно с гайкой винтовой пары механизма управления шагом рулевого винта.
При отклонении педалей тяги и тросы проводки управления перемещаются и при помощи цепи 6 поворачивают звездочку 5 хвостового ре: дуктора. Поворот звездочки при помощи винтовой пары преобразовывается в поступательное движение штока хвостового редуктора, которым через втулку рулевого винта осуществляется изменение шага его лопастей.
При полном ходе педалей управления ход штока хвостового редуктора должен быть не менее 39+1 мм. При даче правой педали шток втягивается внутрь хвостового редуктора и положительный угол установки лопастей рулевого винта возрастает. При даче левой педали шток выходит из хвостового редуктора наружу и положительный угол установки лопастей уменьшается. Таким образом, отклоняя педали и изменяя углы установки лопастей рулевого винта, а следовательно, и его тягу, пилот имеет возможность уравновешивать реактивный момент несущего винта и управлять вертолетом в путевом направлении.
Педали ножного управления (рис. 127) параллелограммного типа выполнены в виде отдельного агрегата, смонтированного на специальном кронштейне 14. Конструкция педалей предусматривает их подгонку по длине ног пилота в пределах до 106 мм и осуществляется перестановкой фиксатора в одно из трех положений.
В литом кронштейне 14 из магниевого сплава на двух шариковых подшипниках 8 установлен стальной вал 9, который служит осью вращения педалей. На верхнем конце’вал 9 двумя конусными болтами 10 закреплен двуплечий рычаг 2, на котором шарнирно закреплены угловые рычаги 3, штампованные из алюминиевого сплава.
На одном конце рычагов 3 на двух шариковых подшипниках 5 установлены подножки 4 педалей, изготовленные из магниевого литья, а на другом конце имеется отверстие 12 под фиксатор 1, с. помощью которого производится регулировка педалей по длине. Для удобства и надежности управления вертолетом на опорные поверхности подножек наклепана рифленка, а к боковым щекам подножки крепятся ремни.
Параллельность хода педалей обеспечивается двумя тягами 6, шарнирно закрепленными на шпильках кронштейна 14 и подножек педалей. Предельные отклонения педалей ограничиваются регулировочными винтами 11. Педали при необходимости могут быть зафиксированы в нейтральном положении штырем, вставляемым в отверстие 13. Общий ход педалей — 174 мм (±87 мм).
Жесткая проводка управления состоит из трубчатых тяг и качалок 7. Тяги выполнены регулируемыми по длине и изготовлены из материала Д16Т, концы труб обжаты и имеют стальные наконечники. Стальные наконечники и резьбовые стаканчики вклепаны в трубы тяг трубчатыми заклепками. В наконечнике запрессованы сферические шариковые подшипники.
Качалки ножного управления выполнены из сплава АК-6 и закреплены на шариковых подшипниках в кронштейнах вместе с качалками продольного и поперечного управления.
Сектор ножного управления, штампованный из сплава АК-6, установлен на консольной оси на двух шариковых подшипниках. Для смазки подшипников имеется масленка.
Консольная ось закреплена в специальном кронштейне, который устанавливается на шпангоуте № 7Ф. Во избежание выпадания тросов из канавок сектора установлены ограничители.
От сектора до втулочно-роликовой цепи проходят тросы через ролик, расположенный на главном редукторе, через два ролика, размещенные в хвостовой балке, через два ролика, установленные на промежуточном редукторе, и две пары текстолитовых направляющих. Тросовая проводка проходит в кожухе над хвостовой балкой слева от оси валов трансмиссии. Направляющие для тросов представляют собой текстолитовые колодки, установленные в стальных кронштейнах. Для установки направляющих по натянутому тросу кронштейны выполнены регулируемыми по высоте.
Для регулировки натяжения тросы имеют тандеры (см. рис. 126), расположенные на участке между роликами, установленными в хвостовой балке, и роликами, закрепленными на промежуточном редукторе.
Тросовая проводка выполнена из тросов 7X19X4 ГОСТ 2172—43. Тросы заделаны в наконечниках из нержавеющей стали путем обжатия. Все тросы перед заделкой в наконечниках и после заделки подвергаются предварительной вытяжке согласно ГОСТу. Тросовая проводка при отрегулированном управлении имеет натяжение 40±5 кГ по тензометру.
Тросовая проводка в ножном управлении заканчивается втулочнороликовой цепью по ГОСТ 3609—52. Соединение цепи с тросами осуществляется специальными звеньями с помощью болтов из стали ЗОХГСА. Контровка гаек обеспечивается расклепыванием болтов.
Для уменьшения усилий на педалях в систему ножного управления устанавливается пружинный компенсатор.