Ножное управление

Ножное управление предназначено для управления вертолетом в путевом направлении изменением тяги рулевого винта.

Ножное управление — смешанной конструкции (рис. 126). Оно со­стоит из педалей 1, жесткой проводки-тяг 2, сектора 3, установленного на шпангоуте № 7Ф, тросовой проводки 4 и ролико-втулочной цепи 6, надетой на звездочку 5 хвостового редуктора. Звездочка хвостового редуктора выполнена заодно с гайкой винтовой пары механизма управ­ления шагом рулевого винта.

При отклонении педалей тяги и тросы проводки управления переме­щаются и при помощи цепи 6 поворачивают звездочку 5 хвостового ре: дуктора. Поворот звездочки при помощи винтовой пары преобразовы­вается в поступательное движение штока хвостового редуктора, кото­рым через втулку рулевого винта осуществляется изменение шага его лопастей.

При полном ходе педалей управления ход штока хвостового редук­тора должен быть не менее 39+1 мм. При даче правой педали шток втягивается внутрь хвостового редуктора и положительный угол уста­новки лопастей рулевого винта возрастает. При даче левой педали шток выходит из хвостового редуктора наружу и положительный угол установки лопастей уменьшается. Таким образом, отклоняя педали и изменяя углы установки лопастей рулевого винта, а следовательно, и его тягу, пилот имеет возможность уравновешивать реактивный момент несущего винта и управлять вертолетом в путевом направлении.

Педали ножного управления (рис. 127) параллелограммного типа выполнены в виде отдельного агрегата, смонтированного на специаль­ном кронштейне 14. Конструкция педалей предусматривает их подгон­ку по длине ног пилота в пределах до 106 мм и осуществляется пере­становкой фиксатора в одно из трех положений.

В литом кронштейне 14 из магниевого сплава на двух шариковых подшипниках 8 установлен стальной вал 9, который служит осью вра­щения педалей. На верхнем конце’вал 9 двумя конусными болтами 10 закреплен двуплечий рычаг 2, на котором шарнирно закреплены угло­вые рычаги 3, штампованные из алюминиевого сплава.

На одном конце рычагов 3 на двух шариковых подшипниках 5 уста­новлены подножки 4 педалей, изготовленные из магниевого литья, а на другом конце имеется отверстие 12 под фиксатор 1, с. помощью которо­го производится регулировка педалей по длине. Для удобства и надеж­ности управления вертолетом на опорные поверхности подножек накле­пана рифленка, а к боковым щекам подножки крепятся ремни.

Параллельность хода педалей обеспечивается двумя тягами 6, шар­нирно закрепленными на шпильках кронштейна 14 и подножек педа­лей. Предельные отклонения педалей ограничиваются регулировочными винтами 11. Педали при необходимости могут быть зафиксированы в нейтральном положении штырем, вставляемым в отверстие 13. Общий ход педалей — 174 мм (±87 мм).

Жесткая проводка управления состоит из трубчатых тяг и кача­лок 7. Тяги выполнены регулируемыми по длине и изготовлены из ма­териала Д16Т, концы труб обжаты и имеют стальные наконечники. Стальные наконечники и резьбовые стаканчики вклепаны в трубы тяг трубчатыми заклепками. В наконечнике запрессованы сферические шариковые подшипники.

Качалки ножного управления выполнены из сплава АК-6 и закреп­лены на шариковых подшипниках в кронштейнах вместе с качалками продольного и поперечного управления.

Сектор ножного управления, штампованный из сплава АК-6, уста­новлен на консольной оси на двух шариковых подшипниках. Для смаз­ки подшипников имеется масленка.

Консольная ось закреплена в специальном кронштейне, который устанавливается на шпангоуте № 7Ф. Во избежание выпадания тросов из канавок сектора установлены ограничители.

От сектора до втулочно-роликовой цепи проходят тросы через ролик, расположенный на главном редукторе, через два ролика, размещенные в хвостовой балке, через два ролика, установленные на промежуточном редукторе, и две пары текстолитовых направляющих. Тросовая провод­ка проходит в кожухе над хвостовой балкой слева от оси валов транс­миссии. Направляющие для тросов представляют собой текстолитовые колодки, установленные в стальных кронштейнах. Для установки на­правляющих по натянутому тросу кронштейны выполнены регулируе­мыми по высоте.

Для регулировки натяжения тросы имеют тандеры (см. рис. 126), расположенные на участке между роликами, установленными в хвос­товой балке, и роликами, закрепленными на промежуточном редукторе.

Тросовая проводка выполнена из тросов 7X19X4 ГОСТ 2172—43. Тросы заделаны в наконечниках из нержавеющей стали путем обжа­тия. Все тросы перед заделкой в наконечниках и после заделки под­вергаются предварительной вытяжке согласно ГОСТу. Тросовая про­водка при отрегулированном управлении имеет натяжение 40±5 кГ по тензометру.

Тросовая проводка в ножном управлении заканчивается втулочно­роликовой цепью по ГОСТ 3609—52. Соединение цепи с тросами осуще­ствляется специальными звеньями с помощью болтов из стали ЗОХГСА. Контровка гаек обеспечивается расклепыванием болтов.

Для уменьшения усилий на педалях в систему ножного управления устанавливается пружинный компенсатор.