Приборные доски
Отсчетные приспособления вместе со всеми элементами показывающих приборов и сигнальные элементы размещены на специальных приборных досках, расположенных в кабине самолета в поле зрения пилота. Приборные доски крепятся к элементам конструкции самолета (вертолета), как правило, с помощью амортизаторов, но встречаются и неамортизированные приборные доски. Амортизаторы подбираются так, чтобы отношение частоты колебаний конструкции в месте крепления приборной доски к собственной частоте колебаний амортизатора составляло 1,5—2.
Корпуса так же, как и шкалы указателей авиационных приборов, изготовляются, как правило, круглой формы. Их диаметры имеют стандартные величины: 40, 60, 80 и 110 мм. Шкала указателя закрыта стеклом, которое крепится пружинным кольцом.
Крепление прибора (указателя) к приборной доске осуществляется двумя способами. Если корпус прибора снабжен специальным фланцем, то крепление производится четырьмя винтами за фланец корпуса. Для приборов, не имеющих таких фланцев, предусмотрены специальные крепежные кольца, которые, так же как и фланец, крепятся к приборной доске винтами. Прибор монтируется в это крепежное кольцо, а последнее стягивается винтом.
Приборные доски выполняются нз магниевых сплавов (например, МА8М); с лицевой стороны они окрашены в черный цвет лаком «Муар», который не дает бликов при освещении. Освещение бывает местное, когда подсвечивается шкала того или иного прибора, и общее, когда освещается определенный участок приборной доски или вся доска.
Приборы на приборной доске располагаются таким образом, чтобы в центре внимания пилота были пилотажно-навигационные приборы. На втором плане монтируются приборы контроля силовых установок и по периферии досок — приборы контроля вспомогательного оборудования и указатели заданного положения.
Пилотажно-навигационные приборы, как правило, располагаются горизонтальными рядами. В одном ряду — измерители высоты (высотомеры), курса (компасы), крена и тангажа (авиагоризонты). В другом ряду — измерители скоростей (указатели скорости), угловых скоростей (указатели поворота), вертикальных скоростей (вариометры).
Следует заметить, что три последних прибора должны располагаться вместе еще и потому, что могут заменить пилоту авиагоризонт в случае его отказа.
Для обеспечения безопасности полета на самолетах широко применяется дублирование наиболее важных приборов, т. е. устанавливаются основной и резервный авиагоризонты, высотомеры, указатели скорости, компасы и др.