Приборные доски

Отсчетные приспособления вместе со всеми элементами пока­зывающих приборов и сигнальные элементы размещены на спе­циальных приборных досках, расположенных в кабине самолета в поле зрения пилота. Приборные доски крепятся к элементам конструкции самолета (вертолета), как правило, с помощью амор­тизаторов, но встречаются и неамортизированные приборные до­ски. Амортизаторы подбираются так, чтобы отношение частоты колебаний конструкции в месте крепления приборной доски к соб­ственной частоте колебаний амортизатора составляло 1,5—2.

Корпуса так же, как и шкалы указателей авиационных прибо­ров, изготовляются, как правило, круглой формы. Их диаметры имеют стандартные величины: 40, 60, 80 и 110 мм. Шкала указате­ля закрыта стеклом, которое крепится пружинным кольцом.

Крепление прибора (указателя) к приборной доске осуществ­ляется двумя способами. Если корпус прибора снабжен специаль­ным фланцем, то крепление производится четырьмя винтами за фланец корпуса. Для приборов, не имеющих таких фланцев, пре­дусмотрены специальные крепежные кольца, которые, так же как и фланец, крепятся к приборной доске винтами. Прибор монти­руется в это крепежное кольцо, а последнее стягивается винтом.

Подпись: Рнс. 129. Функциональная блок-схе- ма сигнальною устронстпа

Подпись: П

Приборные доски выполняются нз магниевых сплавов (напри­мер, МА8М); с лицевой стороны они окрашены в черный цвет ла­ком «Муар», который не дает бликов при освещении. Освеще­ние бывает местное, когда под­свечивается шкала того или ино­го прибора, и общее, когда осве­щается определенный участок приборной доски или вся доска.

Приборы на приборной доске располагаются таким образом, чтобы в центре внимания пилота были пилотажно-навигационные приборы. На втором плане монтируются приборы контроля сило­вых установок и по периферии досок — приборы контроля вспомо­гательного оборудования и указатели заданного положения.

Пилотажно-навигационные приборы, как правило, располага­ются горизонтальными рядами. В одном ряду — измерители высо­ты (высотомеры), курса (компасы), крена и тангажа (авиагори­зонты). В другом ряду — измерители скоростей (указатели скоро­сти), угловых скоростей (указатели поворота), вертикальных ско­ростей (вариометры).

Следует заметить, что три последних прибора должны распо­лагаться вместе еще и потому, что могут заменить пилоту авиа­горизонт в случае его отказа.

Для обеспечения безопасности полета на самолетах широко применяется дублирование наиболее важных приборов, т. е. уста­навливаются основной и резервный авиагоризонты, высотомеры, указатели скорости, компасы и др.