Определение места вертолета
Место вертолета при помощи бортовой радиолокационной станции можно определить одним из следующих способов:
— глазомерно по взаимному расположению ориентиров;
— по пеленгу и дальности радиолокационного ориентира;
— по дальностям двух ориентиров;
— пролетом характерного радиолокационного ориентира.
Глазомерный способ применяется для определения
места вертолета при небольших дальностях до ориентира и заключается в глазомерной оценке положения вертолета (центра экрана) относительно характерных радиолокационных ориентиров и нанесении отметки места вертолета на карту. Наиболее удобно при этом определять место вертолета, когда ориентир находится на траверзе, т. е. строго справа или слева от вертолета. Во время подготовки к полету на карте прокладываются нормали от радиолокационных ориентиров к ЛЗП и обозначаются значениями горизонтальных дальностей.
Так как полеты вертолетов производятся, как правило, на малых и средних высотах, то горизонтальную дальность практически можно принимать равной наклонной дальности. В полете в момент прохода траверза ориентира, т. е. при курсовом угле ориентира 90° (270°) + (±УС), определяется наклонная дальность до ориентира, замечается время и полученное значение дальности откладывается по нормали от ориентира. Полученная точка и будет местом вертолета.
Место вертолета чаще всего определяется по пеленгу и дальности радиолокационного ориентира. Сущность способа заключается в том, что на экране индикатора измеряются курсовой угол и наклонная дальность ориентира, а затем на карте от этого ориентира откладываются линия пеленга и полученное значение дальности до вертолета (рис. 8.9). Точка их пере
сечения будет местом вертолета. Истинный пеленг вертолета при этом рассчитывается по формуле
ИПВ = МК+ (±ДМ) +КУО± 180°. (8.6)
Определение места вертолета по дальностям двух ориентиров осуществляется при наличии на экране индикатора не менее двух ориентиров. Сущность способа сводится к опреде-
Рис. 8.9. Определение места вертолета по курсовому углу и наклонной даль-
ности ориентира:
а — на экране индикатора; 6 — на карте
лению дальностей до опознанных ориентиров и определению на карте места вертолета в точке пересечения двух дуг соответствующих радиусов (рис. 8.10).
Определение места вертолета пролетом характерного ориентира применяется в том случае, когда на линии пути
Рис. 8.10. Определение места вертолета по дальностям до двух ориентиров:
а — на экране индикатора; б — на карте
имеется характерный в радиолокационном отношении ориентир или выполняется полет на него. В данном случае, когда изображение выбранного ориентира придет на край высотного кольца или в центр экрана, вертолет будет находиться над ориентиром. В момент пролета этого ориентира на карте ставятся отметка места вертолета и время.
В целом способы определения места вертолета с использованием бортовой РЛС наиболее эффективны при выполнении полетов по постоянным маршрутам, для которых можно подобрать наиболее характерные, проверенные на опыте радиолокационные ориентиры и отметить их конфигурацию на полетной карте. Для основных (опорных) ориентиров могут быть проведены на карте линии положения через контрольные точки маршрута, облегчающие их использование для ориентировки.