Определение места вертолета

Место вертолета при помощи бортовой радиолокационной стан­ции можно определить одним из следующих способов:

— глазомерно по взаимному расположению ориентиров;

— по пеленгу и дальности радиолокационного ориентира;

— по дальностям двух ориентиров;

— пролетом характерного радиолокационного ориентира.

Глазомерный способ применяется для определения

места вертолета при небольших дальностях до ориентира и заклю­чается в глазомерной оценке положения вертолета (центра экра­на) относительно характерных радиолокационных ориентиров и на­несении отметки места вертолета на карту. Наиболее удобно при этом определять место вертолета, когда ориентир находится на траверзе, т. е. строго справа или слева от вертолета. Во время подготовки к полету на карте прокладываются нормали от радио­локационных ориентиров к ЛЗП и обозначаются значениями го­ризонтальных дальностей.

Так как полеты вертолетов производятся, как правило, на ма­лых и средних высотах, то горизонтальную дальность практически можно принимать равной наклонной дальности. В полете в момент прохода траверза ориентира, т. е. при курсовом угле ориентира 90° (270°) + (±УС), определяется наклонная дальность до ориен­тира, замечается время и полученное значение дальности отклады­вается по нормали от ориентира. Полученная точка и будет мес­том вертолета.

Место вертолета чаще всего определяется по пеленгу и дальности радиолокационного ориентира. Сущ­ность способа заключается в том, что на экране индикатора изме­ряются курсовой угол и наклонная дальность ориентира, а затем на карте от этого ориентира откладываются линия пеленга и полу­ченное значение дальности до вертолета (рис. 8.9). Точка их пере­

сечения будет местом вертолета. Истинный пеленг вертолета при этом рассчитывается по формуле

ИПВ = МК+ (±ДМ) +КУО± 180°. (8.6)

Определение места вертолета Определение места вертолета

Определение места вертолета по дальностям двух ориентиров осуществляется при наличии на экране индикато­ра не менее двух ориентиров. Сущность способа сводится к опреде-

Рис. 8.9. Определение места вертолета по курсовому углу и наклонной даль-
ности ориентира:

а — на экране индикатора; 6 — на карте

лению дальностей до опознанных ориентиров и определению на карте места вертолета в точке пересечения двух дуг соответствую­щих радиусов (рис. 8.10).

Определение места вертолета
Определение места вертолета

Определение места вертолета пролетом характерного ориентира применяется в том случае, когда на линии пути

Рис. 8.10. Определение места вертолета по дальностям до двух ориентиров:
а — на экране индикатора; б — на карте

имеется характерный в радиолокационном отношении ориентир или выполняется полет на него. В данном случае, когда изображение выбранного ориентира придет на край высотного кольца или в центр экрана, вертолет будет находиться над ориентиром. В мо­мент пролета этого ориентира на карте ставятся отметка места вер­толета и время.

В целом способы определения места вертолета с использова­нием бортовой РЛС наиболее эффективны при выполнении поле­тов по постоянным маршрутам, для которых можно подобрать наиболее характерные, проверенные на опыте радиолокационные ориентиры и отметить их конфигурацию на полетной карте. Для основных (опорных) ориентиров могут быть проведены на карте линии положения через контрольные точки маршрута, облегчаю­щие их использование для ориентировки.