ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК
14.1. ВЛИЯНИЕ УСЛОВИЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ
НА НАДЕЖНОСТЬ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК
Внешние условия окружающей среды влияют на работу силовых установок на земле и в полете. При низких температурах наружного воздуха значительно ухудшаются условия работы силовых установок прежде всего на переходных режимах: при запуске, прогреве и изменении режимов двигателя. Чем ниже исходное температурное состояние силовой установки, тем выше температурная неравномерность и тем большие термические напряжения возникают на переходных режимах в рабочих узлах двигателей. Кроме того, при низких температурах из-за увеличения ьязкости масла ухудшаются условия смазки трущихся поверхностей двигателей и происходит повышенный их износ. Низкие температуры окружающей среды ухудшают эластичность резиновых изделий, применяющихся в виде уплотнений, дюритовых соединений, шлангов и т. п., что приводит к нарушению их герметичности.
При высоких температурах наружного воздуха возникают повышенные термические нагрузки в горячих частях двигателей (камеры сгорания, элементы турбины) и ухудшается смазка двигателя вследствие снижения вязкости масла.
Значительное влияние на техническое состояние силовых установок оказывает запыленность воздуха, зависящая от состояния аэродромов. Наличие посторонних предметов на ВПП, рулежных полосах и стоянках самолетов может привести к повреждению лопаток компрессоров и воздушных винтов. Досрочная съемка отдельных типов ТРД из-за попадания в компрессор посторонних предметов достигает 40—50% от общего количества досрочно снятых с эксплуатации двигателей. Поэтому необходим тщательный уход за ВПГЇ, рулежными дорожками и местами стоянок летательных аппаратов. При эксплуатации поршневых двигателей в условиях 218
ыЛЬИых аэродромов происходит повышенный износ цилиндро — поршневой группы.
‘ При эксплуатации ГТД в условиях повышенной пыльиости происходит износ лопаток компрессора и жаровых труб из-за попадания абразивных веществ в проточную часть двигателей. Находящиеся в воздухе абразивные частицы попадают в масло и топливо, в результате чего происходит ускоренный износ подшипников, раз цывание каналов топливных форсунок, засорение топливных и масляных фильтров. Кроме того, происходит загрязнение компрессоров двигателей. Поэтому при эксплуатации двигателей в условиях пыльных аэродромов необходимо принимать меры, предотвращающие возникновение пыли и попадание ее в двигатели, своевременно герметично закрывать воздухозаборники н реактивные насадки и зачехлять двигатели.
К внешним условиям, влияющим на техническое состояние силовых установок, следует также отнести влажность воздуха. При эксплуатации двигателей в условиях повышенной влажности, в осо башостн в зонах жаркого морского климата, происходит коррозия деталей газовоздушного тракта, выполненных из алюминиевых и магниевых сплавов. Поэтому возникает необходимость дополнительной их защиты в эксплуатации путем нанесения лакокрасочных покрытий, масляных пленок и периодического контроля. Б условиях повышенной влажности наблюдаются случаи отказов в работе си стем зажигания поршневых двигателей из-за попадания влаги в магнето и в коллекторы проводников высокого напряжения.
Наиболее существенное влияние на надежность силовых установок оказывают условия летной эксплуатации. К ним относится прежде всего протяженность воздушных трасс, на которых эксплуатируется двигатели. При малой протяженности воздушных трасс будет повышенная наработка двигателей в пределах заданного ресурса на взлетном и номинальном режимах в увеличенное количество запусков. Указанные режимы являются наиболее напря жешшмц, вследствие чего по ним ограничивается ресурс двигателей.
Анализ отказов зарубежных двигателей типа «Конуэй», «Спей », JT-8 позволил зарубежным авиационным компаниям выявить мия — ние среднего времени полета на повреждаемость двигателей Установлено, что уменьшение среднего времени полета с двух часов до одного для указанных двигателей увеличивает интенсивность отка — зоп в 1,8 раза.
Длительное использование повышенных крейсерских режимов снижает усталостную прочность основных нагруженных узлов двн гателей (рис. 14.1). В связи с этим инженерный состав гражданской авиации должен постоянно вести разъясиительнуто рабоп сред і летного состава о соблюдении установленных режимов эхеплуата ции двигателей в полете и правильной регистрации наработки дви гателей на взлетном и поминальном режимах. В настоящее время разрабатывают автоматические регистраторы наработки двигателей на режимах, что позволит контролировать фактическую иаработ
Состояние двигателей и систем силовой установки во мно* гом зависит от качества применяемых смазочных материалов и топлив. Применение некондиционных топлив приводит к быстрому засорению топливных фильтров, повышенному износу топливных насосов и топливорегулирующей аппаратуры газотурбинных |
** оц об 0^8 Л’ двигателей. Наличие в топливах Л/псх сульфата натрия, окиси ванадии при определенных условиях при — Рнс. 141. Зависимость долговеч — водит к образованию легкоплавкости редуктора (/) и турбины (2) ких соединений на лопатках тур» ТВД от величины используемой бии и вызывает высокотемпера- «птнплтя * |