Универсальный блок перехода к математической модели дальнего вихревого следа

Чтобы осуществить переход к моделированию дальнего вихревого следа за различными летательными аппаратами, используя в качестве исходных данных поля возмущенных скоростей за ними, разрабо­тан специальный универсальный блок. Поля возмущенных скоростей в контрольной плоскости за исследуемым самолетом получаем путем

image38

image39

б

Рис. 4.3. Поля возмущенных скоростей за самолетом Ту-154М и эквивалент­ным крылом на удалении X = 153 м

математического моделирования обтекания самолета по нелинейной нестационарной теории. В качестве исходных данных для блока пе­рехода используются координаты точек и составляющие возмущенных скоростей в них в контрольной плоскости. При этом составляющие скоростей являются граничными условиями для определения неизвест­ных циркуляций новых прямолинейных бесконечных вихревых шну­ров, расположенных в этой же плоскости. Напряженности указанных вихревых шнуров должны быть такими, чтобы индуцируемые ими возмущенные скорости в расчетных точках были равны скоростям, воз­мущенным в тех же точках летательным аппаратом. Задача сводится

image40

а

image41

Рис. 4.4. Поля возмущенных скоростей за самолетом Ту-154М и эквивалент­ным крылом на удалении X = 4132 м

к решению системы линейных алгебраических уравнений вида

2п

= 2nwz, yv; v = 1, n, (4.44)

где известными величинами являются составляющие возмущенной ско­рости wz, y и безразмерные коэффициенты az, y, а искомыми — напря­женности прямолинейных бесконечных вихревых шнуров Г^.

Число последних ц в (4.44) должно быть в два раза больше коли­чества точек v (рис. 4.5), в которых были определены поля скоростей, что необходимо для регуляризации системы линейных алгебраических 3 А. С. Гиневский А. И. Желанников
уравнений. Отыскав таким образом напряженности прямолинейных бесконечных вихревых шнуров и зная координаты их центров в за­данной плоскости, можно перейти к математической модели дальне­го вихревого следа. Для проверки работоспособности универсально­го блока были рассчитаны вихревые структуры за самолетом Ан-26 по нелинейной нестационарной теории. В качестве гидродинамических особенностей использовали вихревые рамки.

На рис. 4.6 показаны поля скоростей за самолетом Ан-26 в кон­трольном сечении (на расстоянии длины корпуса самолета). В верхней части представлено исходное поле скоростей, полученное по нелиней­ной нестационарной теории, а в нижней — поле скоростей после замены вихревых рамок на прямолинейные вихри бесконечной длины. Видим, что эти поля полностью идентичны. Значит, такая замена правомочна.