Системы запуска с турбостартерами
Для запуска газотурбинных двигателей, имеющих большие *п}ги (мощности), применяются системы с турбостартерами. Последние представляют собой малогабаритные высокооборотиые газотурбинные двигатели. Турбостартеры имеют обычно центробежные компрессоры, приводимые в действие одно — или двухступенчатыми турбинами, и отличаются между собой типом и формой камер сгорания, способом передачи крутящего момента на вал запускаемого двигателя, размерами и техническими характеристиками.
Передача крутящего момента от турбостартера к двигателю может осуществляться либо при помощи различных муфт (в том числе и гидравлических), либо за счет газовой связи между двумя турбинами. В последнем случае одна из турбин устанавливается на
ротор стартера, а другая дол жиа быть связана с ротором запускаемого двигателя При запуске двигателя стартером, не имеющим кинематической связи с запускаемым двигателем, турбокомпрессор стартера основную часть времени работает на остановившемся режиме (кроме времени разгона), а турбина, установленная на запускаемом двигателе, работает при непрерывно увеличивающейся частоте вращения, обеспечивая плавную раскрутку ротора двигателя Расход газа при этом через стартовую турбину остается постоянным, а крутящий момент при увеличении частоты вращения уменьшается (кривая 1 на рис 15.6) У турбостартеров, имеющих кинематическую связь с ротором двигателя (гидромуфту), величина крутящего момента при изменении частоты вращения остается постоянной (кривая 2 на рис. 15.6), что обеспечивается топливным насосом-регулятором турбостартера.
К достоинствам систем запуска с газотурбинными стартерами следует отнести- возможность получения при сравнительно небольших габаритах и массе стартера значительной мощности, многократных автономных запусков, что объясняется малыми расходами электроэнергии и пускового топлива. Одиако по надежности работы эти системы запуска, как правило, уступают электрическим. Усложняется и техническое их обслуживание. Объясняется это многообразием агрегатов л сложностью систем запуска в цепом Вся система запуска по существу включает две системы: систему
запуска турбостартера и вывода его на режим рабочей частоты вращения и систему запуска основного двигателя. Система автоматического регулирования процесса запуска двигателя управляет агрегатами многих систем: топливной, масляной, электрической, пневматической и др. Автоматическое регулирование осуществляется по частоте вращения. Так как процессы запуска турбостартера и основного двигателя совершаются последовательно, то общий цикл запуска продолжается обычно не менее 2 мин.
Запуск двигателя турбостартером осуществляется в следующей последовательности (рис 15.7) При нажатии на кнопку запуска 14 ток от бортовой сета через реле максимальных оборотов 13 поступает к электростартеру 1 и одновременно к пусковой катушке и свечам 12 турбостартера 2 Электростартер вступает в работу, начинает вращать ротор турбостартера 2, а следовательно, и топливный насос-регулятор (ТНР) Ю Последний через открытый клапан 11 подает топливо из бачка 15 к форсункам пускового блока, где оно поджигается, в результате чего соадается пусковой факел пламени. По мере повышения частоты вращения ротора турбостартера, а следовательно, я ТНР повышается давление топлива, в результате чего вступают в работу основные (рабочие) форсунка. С этого момента начинает работать турбина, и дальнейшая прокрутка ротора стартера некоторое время продолжается совместно электростартером и турбиной При достижении заданной частоты. вращения. ротора турбостартера реле махсл-
рис 157 Блок-схема системы запуска с турбостартером
мйльиых оборотов ІЗ отключает электростартер и систему зажигания 12 Дальнейшая прокрутка ротора турбостартера до «выхода на рабочий режим производится турбиной. Гидромуфта 3 при определенной частоте вращения постепенно вхлючаясь, обеспечивает сцепление ротора турбостартера и ротора основного двигателя С ротором двигателя жестко соединен тахогенератор 6 напряжение которого пропорционально частоте вращения ротора ГТД
Дальнейший процесс запуска двигателя автоматически правляется при по мощи тахогенератора и коробки реле 7 Тахогенератор по мере увеличения час тоты вращения ротора ГТД повышает создаваемое им напряжение и при дости женин заданных его значений срабатывают определенные реле в коробке 7 ко торые подают соответствующие команды на исполнительные элементы агрегатов системы запуска На ‘первом этапе прокрутки ротора ГТД включается система зажигания 8 «и топливная пусковая система 9 При этом создаются в камерах сгорания пусковые факелы тамени Несколько позже тотнвнын автомат эзпус ка 5 начинает подавать топливо к рабочим форсункам, дозируя его по величине давления воздуха за компрессором Турбина основного двигателя вступает в ра боту, и дальнейший процесс прокрутки ротора производится совместно с турбо стартером. На этом этапе запуска двигателя уже отпадает надобность в работе пусковой системы. Поэтому реле коробки 7 при достижении задаиной чзстош вращения ротора двигателя отключает топливную пусховую систему, г затем с некоторым интервалом отключает и систему зажигания Последняя отключается позже с целью обеспечения «необходимого временя для тренировке свечей, что создает более благоприятные условия для последующего запуска Когда мощность турбины возрастает до такой величины, при которой от падает надобность в работе турбостартера, последний отключается. В этом слу чае от реле «коробки 7 подается команда на закрытие клапана // гоплкэвого «V соса-регулятора Дальнейшее увеличение частоты вращения ротора двигатели н вывод его иа режим малого газа обеспечивается за счет собственной турбюш.