Бортовые функциональные дополнения
Требования к бортовым функциональным дополнениям изложены в TSO С129 [10], которые многими государствами приняты практически полностью.
Основополагающим положением TSO С129 является наличие в бортовом оборудовании СНС функции RAIM. Выполнение требований TSO-C129 является достаточным для использования СНС как дополнительного навигационного средства при
выполнении полетов по маршрутам, в районе аэродрома и при выполнении заходов на посадку по схемам неточного захода.
Оборудование, сертифицированное по техническому стандарту TSO С129, делится на классы: А В, С Знание классов оборудования необходимо для практических целей, т. к. на картах (схемах) могут быть указаны ограничения по использованию конкретного класса оборудования (см. на рис. 1.13 примечание 6).
Класс А — оборудование, сочетающее в себе навигационный датчик, определяющий трехмерные координаты ВС: широту (ср), долготу (Л), высоту (h), время
(UTC) и вектор путевой скорости (W), а также навигационный вычислитель, решающий навигационные задачи и имеющий ряд сервисных и справочных функций. Это самый распространенный класс оборудования СНС, которое устанавливается на ВС, не имеющих бортовых навигационных комплексов последнего поколения (КС ПНО, FMS). Для гарантирования целостности в приемник встраивается устройство, обладающее функцией автономного контроля целостности в приемнике (RAIM) (см. далее).
Оборудование класса А имеет подклассы; А1 и А2. Оборудование подкласса А1 одобрено для маршрутного полета, полета в зоне аэропорта и для неточного захода на посадку. Оборудование подкласса А2 одобрено для маршрутного полета и полета в зоне аэродрома.
Поскольку оборудование СНС класса А является также и оборудованием зональной навигации, то к нему применяются такие же требования, как и к аппаратуре зональной навигации.
Класс В — оборудование, состоящее из навигационного датчика и устройства передачи данных: ср, Л, h, UTC, W в бортовые навигационные комплексы (КС ПНО, FMS). Оборудование класса В можно рассматривать как один из датчиков многофункциональных навигационных систем, в которых происходит или коррекция координат по данным от СНС, или счисление координат по получаемой от СНС информации, и в которых происходит решение всех навигационных и сервисных задач на более высоком уровне, определяемом возможностями этих систем, как правило, большими, чем у оборудования класса А.
Оборудование класса В имеет подклассы: В1, В2, ВЗ, В4. В оборудовании подклассов В1 и В2 предусмотрен RAIM. Оборудование подкласса В1 позволяет выполнять маршрутный полет, полет в зоне аэродрома и неточный заход на посадку, а В2 — полет по маршруту и в зоне аэродрома. В оборудовании подклассов ВЗ и В4 датчики объединены, чтобы на уровне ВС обеспечить контроль целостности, эквивалентный тому, который обеспечивает RAIM. Оборудование подкласса ВЗ позволяет выполнять маршрутный полет, полет в зоне аэродрома и неточный заход на посадку, а В4 — полет по маршруту и в зоне аэродрома.
Класс С — оборудование кпасса С, как и класса В, является датчиком для бортовых навигационных комплексов, обеспечивающих автоматический и директорный режим выполнения полета. Взаимодействие с бортовым комплексом всегда двустороннее с целью поддержки всех алгоритмов работы оборудования СНС в процессе обработки информации от спутников. Таким образом, оборудование класса С "встроено" в комплексные системы пилотажно-навигационного оборудования (КС ПНО, FMS) и является его составной частью. В силу этого и ряда других факторов оборудование класса С считается более надежным, чем классов А и В. Это оборудование, как правило, не имеет своих органов управления и индикации, а обращение к СНС, управление оборудованием СНС класса С производится через многофункциональные пульты. Оборудование СНС класса С взаимодействует не только с навигационным оборудованием ВС. Как датчик параметров полета (ф, Л, h, UTC, W), оно используется в системах TCAS, ADS, дисплеях навигационной обстановки, ответчиках режима S и других.
Оборудование класса С делится на подклассы: С1, С2, СЗ, С4. Подклассы
С1-С4 соответствуют подклассам ВТ-В4.
В табл. 2.1 перечислены требования TSO С129 к рассмотренным выше классам оборудования.
Таблица 2.1
Примечание. Знаком "+" указано наличие и возможность. |
Функция RAIM. Бортовое оборудование СНС класса А, В и С имеет функцию наблюдения за достоверностью информации, получаемой от спутников. Ее назначение:
— своевременно обнаружить неустойчиво работающий спутник и исключить его из обработки для навигационных определений;
— рассчитать текущую ошибку определения координат и, сравнивая расчетное значение с максимально допустимой на данном этапе полета, предупредить летный экипаж о выходе расчетной ошибки за предельные значения;
— определить геометрию спутников в заданной точке, в заданное время и предупреждать экипаж о том, что требуемая точность и надежность навигации по СНС в этой точке не будут обеспечены, выдавать сообщение об отказе СНС в целом и невозможности ее использования для навигации.
Для решения этих задач бортовое оборудование СНС должно иметь функцию RAIM или ее эквивалент (AAIM).
Обеспечение этой функции достигается обработкой сигналов, как минимум, одного дополнительного спутника. Такой алгоритм реализован в оборудовании класса А1, А2, В1, В2, С1, С2, и он заключается в том, что в целях RAIM производятся несколько независимых определений, результаты которых сравниваются между собой. По результатам этих расчетов определяется четыре устойчиво работающих спутника и по этим "отфильтрованным" спутникам производится определение навигационных параметров (ф, Л, h). При этом "фильтрующие" расчеты при работе RAiM не используются для навигационных расчетов. Но если функция RAIM отфильтровала один из 5-ти видимых спутников, то RAIM перестает работать, о чем информируется летный экипаж ВС. Воспринимать такую информацию следует так: навигационные расчеты продолжают выполняться, но они никак не контролируются и нужно быть очень внимательным. Как правило, при пропадании RAIM должны быть предусмотрены специальные навигационные процедуры.
Если бортовым оборудованием СНС принимается информация 6 и более спутников, то RAIM после исключения из обработки одного спутника и подключения другого продолжает работать и контролировать надежность навигационных определений.
Автономный контроль целостности на борту ВС. Альтернативным способом контроля достоверности информации, получаемой от СНС, является сравнение этой информации с навигационной информацией, получаемой от других навигационных систем, таких как ИНС, LORAN-C, DME. Такой способ реализован в аппаратуре подкласса ВЗ, B4, СЗ, С4 и называется "эквивалент RAIM" или AAIM. Этот способ имеет только одно преимущество по сравнению с RAIM — нет необходимости обрабатывать сигналы от одного дополнительного спутника, что позволяет продолжать навигационные определения с гарантией их достоверности при видимости только 4-х спутников.
Использование информации о барометрической высоте при стыковке оборудования СНС с датчиком высоты производится в целях:
— "согласования" навигационных определений, что существенно ускоряет процедуры математической фильтрации;
— "поддержки" RAIM, когда барометрическая высота используется как сфера положения только для алгоритма RAIM и только в тех случаях, когда нет возможности осуществить RAIM по пятому спутнику (т. е. обрабатываются сигналы только от 4-х спутников);
— "поддержки" навигационных определений, когда барометрическая высота используется как сфера положения в режиме "Approach" (при вводе давления QNH) и при условии, что видимых спутников не хватает для работы оборудования в режиме "3D", т. е. при видимости 3-х спутников. При этом, как только в обработку включается 4-й спутник, навигационные определения (<р, Л, h, UTC, W) производятся по этим 4-м спутникам, а барометрическая высота поддерживает RAIM и выполняет функцию сглаживания.
Стыковка оборудования СНС с высотомером носит рекомендательный характер при использовании СНС как дополнительного навигационного средства. Но с переходом СНС в статус основного и самодостаточного средства навигации такая стыковка является обязательной в целях снижения вероятности прерывания RAIM.
Соблюдение требований TSO С129 является обязательным для бортового оборудования СНС, устанавливаемого на воздушных судах, выполняющих полеты по ППП. Исключение составляет применение не сертифицированных по TSO приемников СНС при выполнении полетов по ПВП, когда соблюдаются все правила и процедуры их выполнения, а оборудование СНС используется для обеспечения навигации в районах, где наземные навигационные средства отсутствуют или ненадежны. Каких-либо требований к не сертифицированной аппаратуре не предъявляется, т. к. ее использование ограничено строгим выполнением установленных правил и процедур ПВП, такой способ использования приемников СНС считается "вспомогательным" и не влияет ни на ПВП, ни на процедуры при выполнении визуальных полетов.
При использования оборудования СНС в качестве основного навигационного средства, в дополнение к требованиям TSO С129 применяются наземные (GBAS) и спутниковые функциональные дополнения (SBAS).
В наземных и спутниковых функциональных дополнениях важное место отводится повышению точности определения места ВС путем дифференциального метода корректировки спутникового сигнала.