НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ В ОСЕННЕ-ЗИМНИЙ ПЕРИОД

Осенне-зимний период характерен обилием осадков в виде дож­дя, снега, мороси, ледяного дождя, снежной крупы. В этих условиях не только затрудняется техническое обслуживание и подготовка летательных аппаратов к полету, но и создаются более сложные условия полета. При температурах окружащего воздуха в диапазо­не от 0 до минус 10° С и большой влажности появляются наиболее благоприятные условия для обледенения летательных аппаратов в полете. Чаще встречаются зоны с повышенной атмосферной турбу­лентностью.

Опасность представляет посадка самолетов на ВПП, залитую водой или занесенную мокрым снегом. В этих условиях возможно явление акваплаиирования (рис. 16.2). Физическая сущность ак — вапланироваиия заключается в том, что при движении летательного аппарата по ВПП, покрытой слоем воды или мокрого снега, под колесами шасси образуется водяной клан. С увеличением скорости движения давление в водяном клине возрастает, и при определен — t ной скорости, называемой критической скоростью аквапланирова — иия, оно сравнивается с давлением в пневматиках шасси. С этого момента колеса поднимаются над поверхностью ВПП н начинают скользить по водяному слою. Тогда даже незаторможенное колесо перестает вращаться, летательный аппарат теряет управляемость, і снижается эффективность торможения, значительно возрастает со­противление при разбеге. Возможность возникновения акваплаии — роваиия зависит от состояния поверхности ВПП, формы пневмати­ка и давления в нем, числа и взаимного расположения колес.

Осенью и зимой наблюдается наиболее интенсивное развитие коррозии на элементах конструкции летательных аппаратов. Это обусловлено тем, что влага, находящаяся в воздухе, и вода, попа­дающая на детали конструкции с земли, содержат соли и кислоты. Попадая на агрегаты систем, соли с влагой образуют электролиты, которые приводят к интенсивному развитию электрохимической коррозии. Этот процесс особенно интенсивно протекает в зонах пус­тынь и полупустынь, так как в этих районах ночью выпадает обиль­ная роса. Процесс коррозии может развиваться настолько интен­сивно, что даже в течение межрегламентного периода могут

возникнуть повреждения сущест­венно снижающие надежность си лосых элементов

Подпись: Рис 16.2 Схемы возникновения аквапланироваиия колес шасси а — образование водяного клипа под колесом; б — скольжение колеса по во диному слою В осенне-зимний период вслед ствие миграции птиц особенно опасны столкновения летатель ны аппаратов с птицами на взлете и посадке Последствия столкновения с птицей определя­ются скоростью летательного ап­парата, прочностью деталей и элементов, подвергающихся удару массой птицы Наиболее час­то удары птиц происходят в воздухозаборники двигателей, остек­ление кабины и передние кромки крыла и оперения

Учитывая усложнение условий эксплуатации и технического об­служивания авиационной техники в зимних условиях, ежегодно в осенний период проводится подготовка личного состава и авиацион­ной техники по специально разработанным планам

Сроки и порядок подготовки к зимней эксплуатации определя­ются планом, который утверждает начальник Управления граждан­ской авиации. При этом учитывают климатические и другие мест­ные условия. НАС не позже чем за два месяца до начала зимней эксплуатации составляет календарные планы подготовки летного И инженерно-технического состава и разрабатывает графики под­готовки авиационной техники. Организуется техническая учеба, а затем прием зачетов от летного и инженерно-технического состава по особенностям эксплуатации и технического обслуживания авиа­ционной техники в зимний период. Подготовку летательных аппа­ратов к зимней эксплуатации, как правило, совмещают с очередным периодическим техническим обслуживанием. Проверка готовности к зимней эксплуатации производится комиссией, назначаемой ко­мандиром авиационного предприятия.