ОСОБЕННОСТИ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВЫСОКИХ ТЕМПЕРАТУР
Высокие температуры окружающего, воздуха наблюдаются в летний период в зонах сухих степей и в особенности пол)гцстынь и пустынь. Повышенная запыленность воздуха, почвы и воды создает сложные условия для работы и повышенный износ авиацион ной техники.
Высокая температура и резкие ее колебания в течение суток, длительное воздействие солнечных лучей, ветра и пыла вызывают такие неисправности, как растрескивание, потеря эластичности и отставание от обшивки лакокрасочного покрытия на поверхности летательных аппаратов; часты разрушения наружного плакирующего слоя листов обшивки из-за абразивного износа от воздействия
26 і
пыли, имеющей в еноем составе вещества высокой твердости и большое количество солей. Это способствует интенсивному развитию коррозии.
При базировании летательных аппаратов на аэродромах с естественным покрытием ряд неисправностей создают песок и галька, попадающие на элементы конструкции летательных аппаратов и в двигатели при взлете, посадке и рулении Подвержено повышенному износу остекление кабин, где обнаруживаются микротрещнны, царапины и риски вследствие воздействия солнечных лучей и абразивного действия песка. Пыль и песок попадают в узлы крепления н подвижные элементы конструкции, в места смазки, повышая их износ.
Большое число неисправностей выпадает на долю узлов и элементов шасси. К ним относятся: надиры, повышенный износ и люфты подвижных элементов, в особенности в рычажных узлах подвески колес и вильчатых проушинах, повышенный износ и старение пневматиков шасси. В этих условиях необходимо регулировать давление в пневматиках по ннжиему допуску, что способствует уменьшению их износа. Следует иметь в виду, что повышение температуры воздуха на 15° С соответственно повышает давление в пневматиках на 12—13%.
Особое внимание следует уделять тормозам колес, которые в условиях высоких температур склонны к перегреву, короблению и растрескиванию конструктивных элементов.
После пыльных бурь необходимо очищать поверхности летательных аппаратов, менять смазку в шарнирных соединениях. Пыль с поверхности планера и отдельных агрегатов рекомендуется удалять пылесосами и слегка увлажненной ветошью. Не рекомендуется применение сжатого воздуха, так как частипы пыли могут попасть внутрь систем и агрегатов. На стоянке необходимо зачехлять летательные аппараты или места, подверженные воздействию указанных выше факторов; систематически контролировать наличие смазки иа трущихся поверхностях.
Длительная эксплуатация двигателей на пыльных аэродромах приводит к повышенному износу элементов проточной части, лопаток компрессора и турбин, их загрязнению, что снижает КПД и вызывает повышение температуры газа перед турбиной. Повышенному износу также подвержены подшипники, щетки генераторов и другие элементы. В еще худших условиях работают двигатели, установленные на вертолетах, так как отбрасываемый винтом поток воздуха поднимает облако пыли. К этому следует добавить, что полеты вертолетов выполняются на низких высотах, где запыленность возду ха более высокая.
Наблюдается повышенный износ элементов систем, особенно гидравлических агрегатов. Это объясняется загрязнением рабочей жидкости вследствие попадания пыли при заправке бачков. В связи с этим заправку или замену жидкости, как правило, следует производить в безветренную погоду или с использованием пылезащитных
приспособлений.
Глава 17