Термоэлектрические термометры
Они состоят из приемника, указателя и соединительных проводов. Приемником является одна или несколько последовательно соединенных термопар.
Величина термо-э. д. с., развиваемая термопарой, пропорциональна разности абсолютных температур горячего и холодного спаев, т. е.
Е = (аг-*х)(Тг-Т*), (2.7)
где «г и а* — коэффициенты теплопроводности.
На рис. 132 приведены градуировочные характеристики термопар хромель—копель 1, хромель—алюмель 2, платина—платино — иридий 4, для которых коэффициент С1=1.
Величину термо — э. д с. можно записать в следующем виде:
Е = сг — ех, (2.8)
где er=f(T), e*=f(T)—соответственно контактные разности потенциалов горячего и холодного спая, являющиеся функциями абсолютной температуры.
Из рис. 132 видно, что для никелево-кобальтовой термопары характеристика 3 начинается не с нуля, а примерно с 300°С. Это значит, что колебания температуры холодного спая вплоть до 300°С не влияют на показания прибора, имеющего в качестве приемника такую термопару. Для данной термопары вместо формулы (2.8) при 7’Г>300°С можно записать
E = (zr-ax)T*r. (2.9)
Величина термо-э. д.с. в авиационных термометрах измеряется с помощью гальванометра, работающего как вольтметр. Шкалы термометров градуируются в градусах Цельсия.
В термоэлектрических термометрах основными погрешностями являются:
методическая погрешность, возникающая из-за изменения температуры холодного спая;
инструментальная погрешность, проявляющаяся за счет изменения параметров гальванометра и сопротивления соединительных проводов при колебаниях температуры окружающей среды.
Компенсация методической погрешности осуществляется с помощью биметаллической пружины 2 (рис. 133).
Для компенсации инструментальной погрешности, возникающей из-за изменения сопротивления, последовательно в цепь рамки прибора включается сопротивление Rt (рис. 133) из полупроводника с отрицательным температурным коэффициентом.
В настоящее время для измерения температуры газотурбинных двигателей применяются термометры типов ТГЗ-47, ТВГ-11,
2ТВГ-411, 2ТВГ-366, ТСТ-1 и др. Термометры ТГЗ-47 и ТВГ-11 имеют одинаковые принципиальные схемы (рис. 133, б). Оба прибора измеряют температуру в пределах 300—900°С, имеют неравномерные шкалы и отличаются друг от друга только конструкцией указателей.
Приемником рассматриваемых приборов являются четыре последовательно соединенных термопары Rt, которые через соединительную панель (СП) подключаются к указателю. К рамке /?р _. указателя подвод тока осуществляется
НС’ кривые Рте7мИоРп°аТНЫе?>ЄрЄЗ ДВЄ СШІРальнь, е ПРУЖИНЬІ Ещ>. / — хрочель-копель; 2-хро — В ДЄПЬ Р^МКИ Включены СОПрОТНВЛвНИЯ: мель-алюмель: 3— ннкелевоко — Rt — ТЄМПЄратурНОЙ КОМПвНСаЦИИ, Rn —
на-платннонриднй добавочное сопротивление из нескольких
витков магнитного провода для подгонки прибора после сборки, Rn — подгоночное сопротивление для подгонки сопротивления линии до величины 0,9—0,02 ом. R„ устанавливается непосредственно в соединительных проводах.
Устройство приемника показано на рис. 133. В трубку 2 из жаропрочной стали вставлена термопара 1. Изоляция термоэлектродных проводов в трубке 2 и дальше обеспечивается керамической двухканальной трубкой 5. Поток газа входит в трубку 2 через отверстие 3, где почти полностью тормозится, т. е. обеспечивается измерение температуры заторможенного газа. Через отверстие 4 газ выходит наружу. Так как технологически трудно получить одинаковые характеристики изготовляемых термопар, то все термопары сортируются по группам градуировки. В каждую группу подбирают термопары с одинаковыми характеристиками, т. е. зависимостями термо-э. д. с. от температуры и производят соответствующую градуировку шкал указателей. На шкале указателя и крышке термопары выбивается, а в аттестате на прибор записывается индекс, присваиваемый каждой группе градуировки. Например: Гр. НК-СА, 3; Гр. Г; Гр. М и т. д. Запрещается установка указателя и термопары, имеющих разную группу градуировки.
Термометр 2ТВГ-411 является сдвоенным, объединяющим два прибора ТВГ-11. Он предназначен для измерения температуры газов двух турбореактивных двигателей. Указатель его имеет маркировку 2ТВГ-4. Термометр 2ТВГ-336 служит для измерения температуры газов двух турбовинтовых двигателей в диапазоне 100— —800°С. От прибора 2ТВГ-411 он отличается только типом термопары и диапазоном измерения.
Термометр ТСТ-1 предназначен для измерения температуры газов турбостартера, обеспечивающего запуск авиадвигателя.
В электрических термометрах сопротивления для измерения температуры используется зависимость электрического сопротивления Rx теплочувствительного элемента от величины его температуры
Я*-/?Л(1+Р/П. (2.10)
где pt — коэффициент, определяющий пропорциональность между R и t°:
Р/ = 4-Ю-3 1/0 С — для меди;
[3, = 6,5-10— 31/0 С — для никеля.
За последнее время широкое распространение получают теплочувствительные элементы из полупроводников, обладающих в 5— 10 раз большим температурным коэффициентом, чем металл.
В приемниках термометров масла, газов, воздуха проводник меди или никеля навивается на плоскую слюдяную пластинку (рис. 134). Полученный таким образом теплочувствнтельный элемент изолируется тонкими листочками слюды и помещается в защитный цилиндрический металлический корпус.
Для лучшего теплового контакта чувствительного элемента ■с окружающей средой между теплочувствительным элементом и защитным чехлом помещают металл с большой теплопроводностью (обычно серебряные лепестки, прилегающие к трубке и пластинке с проволокой).
В качестве указателей электрических термометров сопротивления используют логометры. Наиболее распространенными термометрами сопротивления являются унифицированные термометры
А
Рис. 134. Приемник электрического термометра сопротивления: / — никелевая проволока; 2—арматура (корпус); 3—слюдяные пластины; 4 — серебряные пластины; 5, 6 — уплотнительные прокладки |
типа ТУЭ-48, 2ТУЭ-46 и 2ТУЭ-111, отличающиеся друг от Друга диапазоном измеряемых температур и некоторыми конструктивными особенностями.
Температурная конструктивная погрешность в термометрах сопротивления возникает из-за влияния окружающей температуры на сопротивления в цепях указателя. Методическая погрешность возникает из-за дополнительного нагрева теплочувствительного элемента протекающим током. Для уменьшения температурной конструктивной погрешности в схемы логометров указателен включаются специальные сопротивления температурной компенсации.
В авиации, помимо электрических термометров сопротивления, находят применение биметаллические термометры. Принцип их действия подобен биметаллическим компенсаторам в термоэлектрических термометрах.