Шарниры хвостового вала

Конструкция шарниров хвостового вала (фиг. 195) выполнена по-, добно сочленениям, применяемым в карданных валах автомобилей. По размерности и передаваемой мощности шарниры вертолета Ми-4 соот­ветствуют шарнирам автомобиля ЗИС-110.

Фиг. 195. Шарнир хвостового вала.

1—крестовина; 2—вилка; 3—игольчатый подшипник. ГПЗ № 704702; 4—.стопорное

кольцо; 5—контровочная пластинка: 6—пробковое кольцо; 7—предохранительный кла­пан; 8—масленка.

Основными деталями всех шарниров являются: крестовины 1, изго­товленные из цементируемой стали 12Х2Н4А, вилки 2 из стали 40ХНМА и игольчатые подшипники 3 (ГПЗ № 704702).

Иглы подшипников работают непосредственно по цементованным по­верхностям пальцев крестовин. Подшипники запрессованы в проушины вилок и предохраняются от выпадения наружу стопорными кольца — ми 4 серпообразной формы. Во избежание самопроизвольного1 выскаки­вания стопорных колец из канавок в корпусе подшипника загнутые кон­чики стопор-ных колец связываются между собой пластинкой 5 из мяг­кой стали, вставляемой в незаполненную часть канавки в корпусе под­шипника.

В случае необходимости расконтрить соединение это выполняется в следую щей последов ат ельности:

1) отгибаются кончики замковой пластинки;

2) снимается стопорное кольцо;

3) замковая пластинка обжимается по форме донышка канавки в корпусе подшипника;

4) после придания замковой пластинке формы дуги окружности ее легко вытолкнуть из канавки, предварительно повернув ее вокруг оси подшипника примерно на 1/3 оборота.

Иглы подшипников подвержены значительным нагрузкам и для обе­спечения надежной работы смазываются жидким маслом. Пробковые кольца 6 предохраняют масло от вытекания. Во избежание чрезмерного, повышения давления при нагнетании масла штоковым шприцем, спо­собным развить очень высокое давление, в крестовине установлен пре­дохранительный клапан 7. Нагнетание производится до появления течи масла из-под этого клапана.

Доступ к масленке 8 крестовины затруднен выступающими частями вилок шарнира; поэтому смазка шарниров осуществляется при помощи специального тонкого наконечника, надеваемого на головку шприца,