Шарниры хвостового вала
Конструкция шарниров хвостового вала (фиг. 195) выполнена по-, добно сочленениям, применяемым в карданных валах автомобилей. По размерности и передаваемой мощности шарниры вертолета Ми-4 соответствуют шарнирам автомобиля ЗИС-110.
Фиг. 195. Шарнир хвостового вала. 1—крестовина; 2—вилка; 3—игольчатый подшипник. ГПЗ № 704702; 4—.стопорное кольцо; 5—контровочная пластинка: 6—пробковое кольцо; 7—предохранительный клапан; 8—масленка. |
Основными деталями всех шарниров являются: крестовины 1, изготовленные из цементируемой стали 12Х2Н4А, вилки 2 из стали 40ХНМА и игольчатые подшипники 3 (ГПЗ № 704702).
Иглы подшипников работают непосредственно по цементованным поверхностям пальцев крестовин. Подшипники запрессованы в проушины вилок и предохраняются от выпадения наружу стопорными кольца — ми 4 серпообразной формы. Во избежание самопроизвольного1 выскакивания стопорных колец из канавок в корпусе подшипника загнутые кончики стопор-ных колец связываются между собой пластинкой 5 из мягкой стали, вставляемой в незаполненную часть канавки в корпусе подшипника.
В случае необходимости расконтрить соединение это выполняется в следую щей последов ат ельности:
1) отгибаются кончики замковой пластинки;
2) снимается стопорное кольцо;
3) замковая пластинка обжимается по форме донышка канавки в корпусе подшипника;
4) после придания замковой пластинке формы дуги окружности ее легко вытолкнуть из канавки, предварительно повернув ее вокруг оси подшипника примерно на 1/3 оборота.
Иглы подшипников подвержены значительным нагрузкам и для обеспечения надежной работы смазываются жидким маслом. Пробковые кольца 6 предохраняют масло от вытекания. Во избежание чрезмерного, повышения давления при нагнетании масла штоковым шприцем, способным развить очень высокое давление, в крестовине установлен предохранительный клапан 7. Нагнетание производится до появления течи масла из-под этого клапана.
Доступ к масленке 8 крестовины затруднен выступающими частями вилок шарнира; поэтому смазка шарниров осуществляется при помощи специального тонкого наконечника, надеваемого на головку шприца,