Комбинированные расходомеры

Широкое применение находят комбинированные расходомеры, которые одновременно определяют мгновенный и суммарный рас­ходы топлива. Датчик такого измерителя представляет собой ком­бинацию датчиков мгновенного и суммарного расходов.

Указатели обоих приборов располагаются в одном корпусе (рис. 153).

Указатель суммирующего расходомера имеет шаговый механизм, на выходной шестерне которого закреплена стрелка.

После заправки топливом стрелка с помощью кремальеры уста­навливается на том значении шкалы, которое соответствует коли­честву залитого в баки топлива. Указатель мгновенного расхода топлива снабжен бесконтактным сельсином БКС, ротор которого связан со стрелкой мгновенного расхода.

Расходомеры всех типов имеют буквенно-цифровую маркиров­ку. Например, расходомер РТС-16А означает: «Расходомер топлива суммирующий», рассчитанный на измерение расхода топлива, мак­симальная скорость которого не более 16 т/ч. Маркировка РТМС соответствует: «Расходомер топлива мгновенного и суммар­ного расходов».

К маркировке указателя добавляется число, которое обозначает максимальное значение его шкалы в тысячах литров или килограм­мов. Например, в указателе РТС-16-12 шкала рассчитана на 12 000л.

Комбинированные расходомеры

Приборы, которые измеряют количество топлива на самолете или вертолете, называются топливомерами. В них наибольшее рас­пространение нашел метод измерения, основанный на определении уровня топлива в баках. В зависимости от вида датчика различают поплавковые и емкостные топливомеры.

Поплавковые топливомеры могут быть механическими и элек­тромеханическими. Механические топливомеры устанавливаются непосредственно на топливном баке, имеют шкалу и служат для контроля уровня топлива в процессе заправки бака. Электромеха­нические топливомеры являются дистанционными приборами.

На рис. 154 приведена конструктивная схема датчика поплав­кового топливомера. При изменении уровня топлива поплавок в перемещается вверх или вниз и через рычажную передачу 6, 5, 3 поворачивает щетку 2 потенциометра /. Гофрированный сильфон­ный разделитель 4 исключает попадание топлива или его паров в полость корпуса, где установлен потенциометр 1.

В качестве указателей топливомеров обычно используются ло — гометры. Шкала их градуируется в литрах в соответствии с граду­ировочной кривой бака, для которого предназначен прибор

На самолетах и вертолетах применяются в настоящее время магнитоэлектрические указатели типов БЭ-09, БЭ-4М, ЛД-49, кото­рые отличаются друг от друга видом схем логометра. Ввиду того, что топливные баки имеют самые разнообразные формы и объемы, то предназначенные для них топливомеры отличаются градуиров­кой и диапазоном измерения. В соответствии с этим топливомеры имеют различные обозначения (например, БЭ-4Л1, КЭС 857 и др.).

Комбинированные расходомерыВсе поплавковые топливомеры имеют в своей конструкции скользящие контакты, сложное профилирование потенциометра датчика, значительные погрешно­сти измерения из-за уско­рений, действующих на летательный аппарат и т. д. Это является их су­щественным недостатком.

Емкостные топливоме­ры состоят из приемника уровня топлива, усилите­ля и указателя Приемник (рис. 155) имеет две (или несколько) концентриче­ские трубы, между кото­рыми имеется зазор, т. е. представляет собой ци­линдрический конденса­тор, высота которого рав­
на высоте бака. С изменением уровня ба­ка изменяются высоты воздушного зазо­ра и зазора, заполненного топливом, что приводит к изменению величины емкости конденсатора, так как диэлектрические постоянные воздуха ев топлива ет различ­ны. Полная емкость конденсатора равна сумме емкостей нижней и верхней частей:

С = kzrh — Ь kt — К) = k [ є/zg — f-

+(гт — є) Л] = (2.19)

где ft— коэффициент, учитывающий про­филь бака:

k0 — k-Ehs и ftt = ft(eT — г).

Таким образом, емкость приемника пропорциональна высоте уровня топлива в баке. Так как обычно для топливных баков объем топлива не имеет линейной связи с высотой его уровня, то для по­лучения равномерной шкалы указателя топливомера поверхности труб приемника соответствующим образом профилируются.

Измерение величины емкости осуществляется специальными из­мерительными схемами топливомеров. На рис. 156 представлена принципиальная схема измерительной части одного из топливоме­ров типа СЭТС (суммирующий электроемкостной топливомер с сиг­нализацией остатка топлива).

Комбинированные расходомеры

От обеих половин wl и w2 вторичной обмотки трансформатора Тр1 по сопротивлению Rc (утечки сетки лампы Л1 усилителя) про­текают контурные токи І.

, При их равенстве напряжение на сетке лампы равно нулю. Когда происходит изменение уровня топлива в баке, то меняется и вели­чина емкости Сх и, следовательно, сумма контурных токов. При этом фаза напряжения на сетке лампы Л1 зависит от знака изме­нения емкости Сх. Лампа Л1, а затем Л2 открываются, и выходной сигнал в виде напряжения через трансформатор Тр2 поступает на управляющую обмотку электродвигателя. Последний перемещает стрелку указателя и щетку потенциометра обратной связи R0 с и сторону уменьшения рассогласования.

При измерении суммарного количества топлива во всех баках емкости Сх приемников всех топливных групп специальным пере­ключателем соединяются параллельно.

Для проверки правильности работы схем служат емкости С0

и Си-

Кнопка К1, расположенная на корпусе указателя, включает вме­сто емкости Сх приемника эталонную емкость С0, она соответству­ет емкости приемника при пустом баке, при которой стрелка указателя должна отклониться на нулевую отметку шкалы. При од­новременном нажатии на кнопку указателя К1 и кнопку К2, распо­ложенную на панели усилителя, вместо приемника в схему включа­ются емкости С0 и Сх. Сумма этих емкостей соответствует емкости приемника, при которой стрелка устанавливается на контрольной отметке, соответствующей 2/3 значения шкалы указателя.

Сопротивления R1 и R2 обеспечивают регулировку схемы изме­рения. С их помощью при пустом баке стрелка устанавливается на нулевую отметку шкалы, а при полностью залитом баке — на от­метку, соответствующую количеству залитого топлива.

Шлицы щеток сопротивлений R1 и R2 располагаются обычно на корпусе усилителя.

Шкала указателя топливомера проградуирована в литрах. Для измерения количества топлива одновременно в двух группах баков применяются двухстрелочные указатели.