ЭКСПЛУАТАЦИЯ САМОЛЕТОВ НА ВЗЛЕТЕ И НАБОРЕ ВЫСОТЫ

22.1. БУКСИРОВКА И РУЛЕНИЕ

Каждому полету предшествует буксировка или руление самоле­та иа предварительный старт по запросу экипажа у диспетчера службы движения, который указывает маршрут буксировки или ру­ления и взлетный курс. Перед буксировкой личный состав, прини­мающий в ней участие, должен быть проинструктирован лицом, от­вечающим за организацию буксировки. В кабине самолета во вре­мя буксировки должен находиться пилот, бортинженер или специ­ально обученное лицо из числа инженерно-технического состава для управления тормозами. Управление движением самолета при бук­сировке осуществляют подачей установленных команд и сигналов. Буксировка должна. производиться в соответствии с инструкцией и схемой движения летательных аппаратов. и транспорта на данном аэродроме, в полном составе бригады при исправном буксировоч­ном оборудовании.

При плохом состоянии рулежных дорожек и в местах стесненно­го размещения летательных апларатов руление не допускается, и в этих случаях производится только буксировка самолета. В этом случае управление колесами носовой опоры шассн должно быть отключено. В начале буксировки или руления проверяют эффектив­ность н исправность средств торможения прн работе от основной и аварийной систем. При буксировке и рулении нельзя уменьшать минимально допустимый радиус разворота. Во избежание повреж­дения пиевматиков выполнение разворота на месте вокруг одной неподвижной тележки шасси не допускается.

В ночных условиях перед буксировкой или рулением включают аэронавигационные огни, освещение кабины н приборов. Буксиров­ку и руление ночью выполняют иа пониженной скорости. На неос­вещенных участках рулежных дорожек включают рулежные или посадочные фары. Буксировка н руление производятся с соблюде­нием правил и мер предосторожности, гарантирующих безопасность пассажиров, экипажа, лиц обслуживающего персонала и сохране­ние авиационной техники.

Во время страгиваиня самолета с места в процессе руления не­обходимо включить управление поворота колес носовой опоры шас­си. Скорость руления по рулежным дорожкам определяется руко-

вол евом по летной ІКС. уя тацни, а также зависит п со ст пин рулежных дорожек, наличия препятствий, условий ВП Iмости и т. д

Подпись: Рис 22 1 Взлетная дистанция при вале те самолета с газотурбинными двигате лями: I—длина взлетной дистанции 2 — длина разбега /р 3 — длина воздушного участка *„у 4 — траектория взлета 5 —концевая полоса безопасности В зависимости от количест ва и расположения двигате — леи на летательном аппара­те, а также от типа шасси вы­держивание направления при рулении можно производить тягой двигателей, с помощью тормозов авиационных колес или с использованием управления колесами носовой опоры шасси На предварительном старте служба движения сообщает коман диру корабля по его запросу курс взлета, состояние взлетио поса дочиой полосы, направление и скорость ветра, высоту нижней гра иицы облаков и видимость по горизонту, температуру наружного воздуха, атмосферное давление и другие данные. Перед взлетом производится выпуск закрылков иа взлетный угол и у самолетов с управляемым стабилизатором установка его на расчетный угол. Эти операции позволяют улучшить взлетные характеристики само­лета для сокращения взлетной дистанции

На предварительном и исполнительном стартах экипажем про изводится проверка готовности к взлету согласно «Карте обяза­тельных проверок самолета экипажем» и доклад о выполненных работах командиру экипажа. Перед взлетом на исполнительном старте рекомендуется прорулиУь 5—10 м для того, чтобы орненти рующиеся колеса носовой опоры шасси были установлены по на­правлению взлета, что очень важно для выдерживания иаправле нии взлета. Перед остановкой иа линии исполнительного старта эти колеса необходимо зафиксировать

После получения разрешения на взлет н проверки пилотажно — навигационных приборов рычаги управления двигателями перево­дят в положение, соответствующее взлетному режиму, самолет при этом удерживается на тормозах После проверки работы двига телей плавно опускают тормоза.