ПИЛОТСКАЯ ЛАБОРАТОРИЯ

— Нет, тут на учебном самолете только строго не­обходимая аппаратура… На транспортных или военных машинах приборчиков будет побольше, особенно где не один мотор, а два или три… Вот смотрите на доску: что слева—то относится к мотору, а что справа — к держанию курса (так стараются располагать в одно­моторных машинах). Слева вы видите кнопку — выклю­чатель (см. рис. 64 — В). Это сакраментный „к о н- так т“, с которого начинается всякий полет. Им вклю­чается зажигание от магнето в мотор,’ электро-ток последовательно взрывает в цилиндрах горючую смесь, что обусловливает вращение вала, а с ним и пропеллера. С переменой же положения выключателя, работающий мотор останавливается; если это делается на лету, то самолет вместе с тем должен перейти к планированию.

— Смотрите ниже — контрольный стаканчик (к.-ст.), или пульсатор. Здесь в стеклянном сосу­дике булькает масло, нагнетаемое особой помпой по всем частям мотора для регулярной смазки его. За этим надо иметь постоянный контроль. Если булькание в стаканчике прекращается, это говорит о какой-то неисправности…

— Что же тогда будет?

— Надо, конечно, постараться найти неисправность и устранить ее по возможности. Чаще бывает закупорка маслопровода. А если устранить не удается, то по про­шествии немногих минут мотор рискует перегореть (без смазки он работать не может), и тогда неизбежна вынуж­денная посадка. Подобный же исход может быть при не­исправностях в бензинопроводе. Обычно из большего бака внизу топливо перегоняется под давлением, которое регу­лируется автоматически, — от небольшой ветрянки, вра-

щаемой встречной в полете воздушной струей. Для кон­троля за этим давлением служат манометры (м. м.).

image73

‘нс. 64. Пилотское гнездо и приборы в нем (подробности в тексте).

на случай порчи этого устройства, у нас под правой >укой находится для той же цели ручная помпочка (р. н.) вконец, вы имеете в середине доски, снизу, 6 е н з и н о-

мер (Б); уровень в нем показывает уровень бензин* в большом баке. А термометр рядом показывает темпе ратуру воды, охлаждающей мотор; за ней надо следить так как иначе, если вода закипит, мотор будет перегре ваться… Есть еще отдельный термометр для масла

— А что это за крупный циферблат над манометрами

— Это тоже важный контрольный прибор: счетчиї оборотов вала мотора (сч). Каждый мотор имее свое наибольшее число оборотов. А ясно, чем больше обо ротов, — тем больше тяга, а значит — и скорость. Обычн самолет ходит не на максимальных оборотах, а на не сколько уменьшенных, чтобы иметь запас на случа подъема или противодействия ветру. Эти обороты, т.-( скорость вращения пропеллера, измеряются путем регулн рования горючей смеси, взрываемой в цилиндрах моторі Последнее делается с помощью рукояток так называемы газовых секторов, которые расположены у вас не посредственно под левой рукой (Г. С.). Играя этик рукоятками, пилот в разных условиях полета регулируе как ему надо, тягу машины.

— Да, уследи-ка за всем этим______ И бензин, и маслі

и вода. Обороты… Давление одного, количество др) того, температура в разных местах… Тут запутаешьс

—• А вы не отчаивайтесь раньше времени. Ведь к просмотрели только половину „лаборатории". Смотри1 теперь справа, — тут, пожалуй, для новичка понятнее раї браться. У края часы (¥)—известно зачем. Выше их альтиметр (А)—’высотомер: здесь надо только всегі помнить, что это высота над местом отправления, а і в маршруте. Влево от часов—-указатель скорое! (У. СК.); это показание — имейте в виду — тоже отноО тельное, именно —- относительно воздуха, а не землі Чтобы определить скорость передвижения относитель!

image74

Рис. 65. Устройство современного военного самолета (с плаката К. К. Арцеулова изд. журн. „Ватник Возд. Флота11). Обозначения: Кр.—крылья; К—К—корпус; Хв.—хвост; 7’—тележка; М — мотор;/7 пи­лот; И — наблюдатель; 1 — 1 цилиндры мотора; 2—карбюратор (распылитель газовой смеси); 3—магнето (запальник); 4—радиатор (холодильник); 5—бак с бензином; 6—запаси, бензин, бак; 7—помпа с ветрян­кой, автоматически перекачивающая в лету бензин из главного бака (5) в запасный (6), откуда он идет самотеком в карбюратор (2); 8—резервуар со смазочным маслом; 9—9 стойки между верхними и нижними крыльями; 10 —ручка (рул. рычаг); 11—педаль:12—газовые сектора; 13—(перед головой пилота) — козырек; 14—14—бок. крылышки (эльроны); 17 — антенна радиоустановки (ящик за спиной пилота); 18—фото-аппа­рат; 19—хвостовая поверхность самолета (стабилизатор); 20—руль высоты; 21—руль поворотов; 22—киль; 23- костыль; 24—оптический прицел для стрельбы из переднего пулемета, расположенного ниже; 26—под — вижняя пулеметная установка на обруче (турель); 27)— бомбы.

земли, надо знать силу и направление ветра или свой снос для этого нужны дополнительные и сложные прибора которые все же не имеют достаточной точности. Вот по чему летчикам всегда приходится ориентироваться илі поверять свою ориентировку по низовой поверхности..

— Это уж хуже.. .

— Верно… В длинных перелетах тут приходите пока — как говорят и моряки — „счислять" свой путі пользуясь компасом (К) — смотрите в середине на бензиномером — и картой, вернее планом. Для этого по стоянно нужно „определяться", — где именно летишь.. А если низовая поверхность скрыта или ничего не мо жет дать по своему однообразию, как, напр., в море, ті сбиться с пути очень просто. Может, конечно, силы» помочь радио-установка. Но эта лишняя нагрузи тем более обременительна пока в длинных путешествия! что для нее нужен и специальный человек. Да у ради и район не так велик в Атлантике, например, все рави пользы мало…

— Благодарю вас… Мы увлеклись, а у меня голое идет кругом, еще не поднявшись в воздух. ..

— А вы не забывайте, что иногда бывают помин радио, и пулеметы (на военных самолетах), и разные при боры для ориентировки… Вот, например, над компасої уровень-к ре номер (У), показывающий положені поперечной оси крыльев. Это очень простой прибор, но» не всегда полезен. Зато есть сложные, с применение! жироскопов и принципа маятников. Таковы, напр., жире ректоры или американский „Пионе р“. А еще суще ствуют предупредители потери скорости — акустические и механические, вычислительны круги, курсодержатели, навигаторы, дер! вометры, таксиметры, акселерометры…

— Пощадите… Благодарю вас… Я уже лучше вы — :зу, если позволите. Поговорим еще завтра, в полете…

— Поговорим, поговорим!