Принцип действия

Принцип действия курсовой системы основан на исполь­зовании свойств курсового гироскопа сохранять неизмен­ным заданное в азимуте направление главной оси гироско­па, а также на использовании принципа совместной работы курсового гироскопа с корректором (датчиком курса). Датчик курса определяет курс вертолета относительно маг­нитного, истинного или условного меридиана и выдает его для коррекции сигналов курса, снимаемых с гироагрегата (рис. 22.4).

В зависимости от решаемых задач и условий полета курсовая система может работать в следующих режимах:

— гирополукомпаса «ГПК»;

— магнитной коррекции «МК»;

— начальной выставки или задатчика курса «ЗК».

Режим гирополукомпаса «ГПК». Основным режимом

работы курсовой системы является режим «ГПК» с на­чальным согласованием сигналов курса перед взлетом по магнитному курсу от магнитного корректора или по истин­ному курсу от задатчика курса.

Рис. 22.4. Структурная схема КС «Гребень-1»

Режим «ГПК.» включается на пульте ПУ-38 переключа­телем режимов МК — ГПК — ЗК їв положение ГПК (рис. 22.5). При этом датчиком курса является трехстепенный курсовой гироскоп. Сигналы курса, отсчитываемые от ус­ловного меридиана начальной выставки, выдаются на ука­затели ППП-72 и другие потребители.

Рис. 22.5. Пульт управления КС «Гребень-1»

Свободный гироскоп (без азимутальной коррекции) имеет «кажущийся» уход от суточного вращения Земли и уходы, вызванные наличием момента трения в опорах кар­
данного подвеса. Компенсация этих уходов осуществляется широтным компенсатором. При установке ручки широтно­го компенсатора на ПУ-38 на широту места самолета ги­роскоп будет прецессировать с угловой окоростью Q3sin«p, компенсируя уход гироскопа.

В системе предусмотрен автоматический ввод широты места от бортового навигационного вычислителя, о под­ключении которого сигнализирует лампа АВТОМ. <р на ПУ-38. (Режим автоматического ввода широты не задей­ствован)’.

Удержание главной оси гироскопа в горизонтальном по­ложении осуществляется с помощью горизонтальной кор­рекции.

При выходе из строя гироагрегата гироузел завалива­ется и замыкает контакты цепи сигнализации отказа гиро­агрегата ГА-8. При этом загорается сигнальная лампа ОТ­КАЗ на ПУ-38, выпадают бленкеры КС на ПНЛ-72 и ми­гает лампа КУРС на ЦПУ ПКВ-72.

Режим магнитной коррекции «МК» является резервным режимом работы и предназначен для формирования гиро­магнитного курса.

Для включения режима переключатель режимов на ПУ-38 устанавливается в положение МК. При этом курс, выдаваемый курсовым гироскопом ГА-8, будет постоянно корректироваться магнитным корректором. Роль магнит­ного корректора выполняют индукционный датчик ИД-6 и коррекционный механизм КМ-2 (рис. 22.6).

Для привязки курсовой системы к истинному меридиа­ну в режиме «МК» на КМ-2 кремальерой вводится магнит­ное склонение ДМ и курсовой гироскоп в этом случае кор­ректируется по истинному курсу с нормальной скоростью согласования. Для ускорения согласования системы нажи­мается кнопка СОГЛАСОВ. на ПУ-38.

При развороте вертолета с угловой скоростью более 0,15 °/с относительно вертикальной оси по сигналу ВК-90 происходит отключение режима «МК» и система автомати­чески переключается в режим «ГПК» на время разворота.

Для проверки исправности целей формирования курса от ИД-6 до ПНП-72 предусмотрена система встроенного контроля. Для ее включения в режиме «МК» (при ДМ=0) нажимается кнопка КОНТРОЛЬ 315 на КМ-2. При этом шкалы КМ-2 и ПНП-72 отрабатывают значения «фиктив­ного» курса, равного (315zbl0)° с большой скоростью. После отпускания кнопки система согласовывается по маг­нитному курсу с нормальной скоростью. Для ускорения на­жимается кнопка СОГЛАСОВ. на ПУ-38.

При нажатии кнопки СОГЛАСОВ. выпадает бленкер КС на ПНП-72.

В коррекционном механизме КМ-2 имеются:

— устройство для компенсации полукруговой девиации. Компенсационные поля вводятся в сигнальные обмотки зондов ИД-6 (шлицы В и С);

— лекальное устройство для устранения инструмен­тальных погрешностей и четвертной девиации магнитного корректора, состоящее из 24 потенциометров (шлицы 0; 15; 30; …; 345°);

— устройство для компенсации установочной погрешно­сти ИД-6 в пределах ±5° (шлиц А).

Все шлицы расположены на лицевой части КМ-2 под крышкой КОМПЕНСАТОР ДЕВИАЦИИ.

Режим задатчика курса «ЗК» применяется только при начальной выставке курсового гироскопа ГА-8 по истинно­му курсу от задатчика курса.

Этот режим используется в условиях невозможности оп­ределения магнитного курса вертолета из-за магнитных аномалий от корпуса корабля или наличия вблизи вертоле­та металлических масс (например, аэродрома с металличе­ским покрытием и др.).

Задатчиками курса могут быть либо гироскопическое устройство выставки курса ГУВК, либо задатчик, установ­ленный в коррекционном механизме КМ-2.

I

ГУВК представляет собой автономное устройство, пред­назначенное для определения начального курса вертолета на палубе корабля и выдачи его в ГА-8. ГУВК построен-по принципу использования переносного гирополукомпа’са ГА-10, предварительно ориентированного относительно кур-‘ са корабля. Курсовая информация для ориентации пере­носного ГА-10 ГУВК поступает от корабельного гирокомпа­са. При установке предварительно выставленного ГА-10 на фиксированную площадку вертолета и подключении его ав­томатически вводится в ГА-8 истинный курс вертолета.

Включение режима «ЗК» производится установкой пе­реключателя на ПУ-38 ЛАК—ГПК — ЗК в положение ЗК. При этом на КМ-2 загорается сигнальная лампа ЗК, сигна­лизируя о подключении к гироагрегату ГА-8 задатчика кур­са коррекционного механизма КМ-2. Управление этим за­датчиком осуществляется кремальерой ввода склонения по цифровому счетчику СКЛОНЕНИЕ на КМ-2.

При использовании ГУВК в качестве задатчика курса — дополнительно на ПУ-38 переключатель НАСТР. — РАБОЧ. устанавливается в положение НАСТР. и цифровой счетчик СКЛОНЕНИЕ на КМ-2 с помощью кремальеры выставля­ется равным нулю. О подключении ГУВК к системе сигна­лизирует сигнальная лампа ТВ на ПУ-38.

Выключатель коррекции ВК-90

ВК-90 предназначен для отключения цепей коррекции гироагрегата ГА-8 курсовой системы, гировертикали МГВ-1СУ8 и авиагоризонта АГР-74В при угловых скоро­стях виража 0,05—0,15 °/с и более, в том числе и в случа­ях, когда вертолет совершает колебания по курсу. Включа­ется выключателем КС на верхнем пульте летчика.