ЭКСПЛУАТАЦИЯ СИЛОВЫХ УСТАНОВОК ПРИ ВЗЛЕТЕ И НАБОРЕ ВЫСОТЫ
Взлет самолетов производят, как правило, на взлетном (максимальном) режиме работы двигателей.
Перед взлетом самолета с поршневыми двигателями (ПД) полностью открываются дроссельные заслонки и положение рычагов управления винтами должны соответствовать взлетной частоте вращения. Экипаж должен следить при взлете самолета за частотой
«ращения вала двигателя и в случае необходимости затяжелить воздушный винт вручную Увеличение частоты вращения выше максима 1ыю допустимой может привести к разрушению двигателя из за больших динамических нагрузок. Такой контроль особенно необходим при взлете самолета после выполнения регулировочных работ, замены регулятора постоянной частоты вращения винта.
Для лучшего охлаждения двигателя полностью открывают створки (юбки) капотов, а также створки маслор а диаторов, особенно в летний период
При взлете самолета необходимо контролировать давление наддува, а также температуру головок цилиндров, давление и температуру масла, давление бензина Ввиду большой вагружеииости ПД при работе на взлетном режиме продолжительность его работы при этом ограничивается временем непрерывной работы, обычно не более 5 чин
Набор высоты па самолетах с поршневыми двигателями производится на повышенных крейсерских режимах. Наивыгоднейшее сочетание частоты вращения вала двигателя и давления наддува при этом производится в руководствах по летной эксплуатации самолетов При снижении режима работы двигателя не рекомендуется производить затяжелеиие винта при полностью открытой дроссельной заслонке, так как при этом снизится частота вращения и создадутся благоприятные условия для появления детонации. Поэтому необходимо сначала уменьшить наддув рычагом газа, а затем затяжелить воздушный винт рычагом управления винтом, а при повышении режима наоборот: сначала увеличить частоту вращения, а затем наддув.
В газотурбинных двигателях на взлетном режиме детали газовоздушного тракта подвержены высоким температурным и динамическим нагрузкам, поэтому продолжительности работы на этом режиме необходимо по возможности ограничивать, переводя РУД иа номинальный режим при наборе высоты Лишь в сложных метеорологических условиях набор высоты частично выполняют на взлетном режиме.
Дня набора высоты иа самолете с газотурбинными двигателями используют номинальный режим; время непрерывной работы при этом тоже ограничивается. Кроме ограничения непрерывной работы введены ограничения по суммарной наработке на взлетном и номинальном режимах в процентах от общего ресурса двигателя, так как от продолжительности и частоты их использования зависит долговечность двигателя. Наработка на взлетном и номинальном режимах зависит от условий эксплуатации двигателей, и в первую очередь от протяженности авиационной линии.
При эксплуатации турбовинтовых двигателей обязательным условием является постановка воздушного винта перед взлетом па упор (при этом должны погаснуть сигнальные лампы контроля давления масла в каналах малого шага и фиксатора шага). Развиваемая двигателем мощность в полете контролируется по давлению масла в измерителе крутящего момента.