Аварийно-спасательные работы на территории и в районе аэродрома

Все аэродромы в зависимости от объемов перевозок и принимаемых типов ВС делятся на 9 категорий по УТПЗ (уровня требуемой пожарной защиты). В зависимости от этого и формируется численность АСК. (от 11 чел. до 72чел.) (Например аэропорт Курумоч имеет по УТПЗ категорию 7 (иногда 8). Поэтому АСК должна включать 43 чел.(или до 55 чел). Это штатные пожаро-спасательные расчёты и нештатные АТБ; СОП; Мед. Сл. Из числа работников дежурных смен (не включены расчеты ССТ и ЭРТОС, а также милиция — как привлекаемые).

Для проведения АСР аэродром должен быть оснащен комплексом аварийно­спасательных средств или пожарно-спасательным комплексом.

В пожарно-спасательный комплекс входят: пожарные машины, поисково-спасательная техника и средства эвакуации терпящего бедствие ВС.

Технические средства для эвакуации ВС включает в себя: средства подъема и страховки (подъемники, домкраты, аварийные пневмотканевые подъемники и компрессоры нД и т. д.)

Должны иметься средства буксировки (тягачи, трейлеры, тросы, водила), а также средства для расчистки полосы следования ВС (бульдозеры) и подсобные материалы для укладки дорожек-треков на деформируемом грунте (ж/б плиты, шпалы, бруски, кирпич, лыжи металлические, досчатые щиты и т. д.).

Вспомогательное оборудование (пилы, лестницы и т. д.).

Количество техники и оборудования для АСР устанавливается в соответствии с “Табелем оснащения” в зависимости от класса аэропорта, типов принимаемых ВС и интенсивности движения.

Проведение АСР организуется в случаях:

— получение информации о предстоящей посадке терпящего бедствие ВС;

— возникновения АП или инцидента на аэродроме, если требуется эвакуация ВС;

— при стихийных бедствиях для оказания помощи населению;

по указанию руководителя предприятия.

Вся территория аэродрома разбивается на квадраты (как в игре «морской бой». На схеме обозначаются пункт сбора АСК, гидранты, пожарные водоёмы и т. д)

Непосредственное руководство АСР возлагается на сменного заместителя начальника аэропорта.

Руководитель АСР (лицо определенное приказом) руководит на месте АП работами расчетов АСР.

Если необходимость в АСР возникает внезапно, подается сигнал “Тревога”. Он объявляется РП или диспетчером УВД.

Время оповещения всех расчетов на более 25 сек. Должны иметься (спец. средства

связи).

После получения сигнала, при котором указывается тип ВС характер и место происшествия, номер квадрата (весь аэродром и прилегающая территория по схеме разбита на квадраты), количество пассажиров на борту и место сбора.

Все расчеты подтверждают прием сигнала и должны прибыть к установленному

месту:

— стартовый пожарно-спасательный расчет — 3 мин.

— пожарный расчет — 5 мин.

— руководитель АСР — 5 мин.

— медицинский расчет — 6 мин.

— расчет ИАС — 8 мин.

— расчет ССТ — 8 мин.

— расчет СОП — 8 мин.

— расчет аэродромной службы — 8 мин.

— тех. средства на гусеничном ходу — 20 мин.

Все расчеты прибывают со своим снаряжением на выделенных им средствах транспорта.

Если о ВС, терпящем бедствие, известно за 30 мин. и более команде АСР дается сигнал “Готовность”. По этой команде расчеты в течение 10 мин. готовят свои средства и остаются на месте до сигнала “Тревога” или “Отбой” или прибывают на место сбора.

После прибытия на место АП основная задача всех расчетов — спасение экипажа и пассажиров и эвакуация их с ВС за минимальное время.

Пожарно-спасательный расчет локализует пожар (если он есть), вскрывает основные и аварийные выходы, а при их заклинивании вскрывается фюзеляж в зонах разметки с помощью тех. средств (топоры, пилы, дисковые пилы и т. п.), проникает на борт вместе с другими расчетами и оказывает помощь пассажирам и экипажу в покидании ВС.

После эвакуации людей проверяет все скрытые места самолета на отсутствие людей.

После эвакуации пассажиров организуется эвакуация ВС.

Это работа расчетов АТБ, ССТ, аэродромной службы и СОП.

Эвакуацию производят одним из следующих способов:

— при исправном шасси по твердому покрытию — тягачами с помощью водила или тросов;

— при исправном шасси — по размокшему и заболоченному грунту тягачами с помощью тросов и дополнительных средств, из которых мостят дорожки-треки на грунте;

— при неисправном шасси самолет вначале поднимают (кранами, домкратами, тканевыми подъемниками), после чего подводят под него трейлеры-тележки и буксируют тягачами, соединив тележки тросами. Буксировка может производиться как носом, так и хвостом вперед. При необходимости также подготавливаются дорожки-треки;

— при значительном повреждении ВС его вытаскивают тросами в безопасную зону тягачами с разрешения руководителя предприятия (т. к. оно будет повреждено при буксировке) и по согласованию с владельцем.