Приборы для измерения скоростей полета
Для летательных аппаратов различают истинную, воздушную, приборную воздушную и путевую скорость полета.
Истинной воздушной скоростью называется скорость движения самолета относительно воздуха.
Приборной (или индикаторной) воздушной скоростью называется истинная воздушная скорость, приведенная к нормальной (массовой) плотности воздуха. Эта скорость характеризует величину аэродинамических сил, действующих на самолет.
Путевой скоростью называется скорость движения самолета относительно Земли. Она равна геометрической сумме истинной воздушной скорости и скорости ветра.
Помимо скоростей, летчику в полете необходимы также сведения и об относительной скорости полета, т. е. о числе М.
На самолетах и вертолетах имеются соответствующие датчики и указатели названных выше скоростей.
Для измерения воздушных скоростей наибольшее распространение нашел аэродинамический метод, основанный на измерении полного и статического давления встречного потока воздуха.
Измерение путевой скорости полета осуществляется радиотехническими, инерциальными и другими системами.
В качестве устройств, обеспечивающих подвод полного и статического давлений ко всем анероидно-мембранным приборам, применяются приемники воздушного давления (ПВД) рис. 167. Он имеет трубку 1 полного давления и полость 2 статического давления. Трубка полного давления спереди открыта и устанавливается по направлению полета.
Полость статического давления имеет боковые отверстия, соединяющие ее с атмосферой. Эти отверстия должны быть расположе-
|
ны в том месте трубки, где атмосферное давление соответствует невозмущенной среде в полете.
Некоторые приемники (например, ТП-156) в отличие от ПВД имеют лишь трубку полного давления, а статическое давление в этом случае подводится по трубопроводу от специального отверстия, расположенного непосредственно на обшивке борта самолета.
Для предупреждения обледенения все приемники воздушных давлений имеют электрообогрев в виде элемента из нихромового проводника. Полное и статическое давление по трубопроводам подводятся к прибору, измеряющему скорость полета.
Чувствительным элементом прибора является манометрическая коробка 4, расположенная в корпусе прибора. К ней подводится полное давление рПОЛш а в корпус — статическое давление рст.
Таким образом, коробка 4 воспринимает перепад давлений (динамическое давление) Ар.
Ар = Рполи ‘ PcТ = “2^ > (2.20)
где у — плотность воздуха в атмосфере;
V’ — скорость движения воздуха относительно приемника ПВД.
Выражение (2.20) справедливо при скоростях полета до 400 км/ч, так как оно не учитывает явление сжимаемости воздуха в полости мембранной коробки. Из него получается формула для градуировки шкалы измерителя приборной скорости
V*p = 1Ло = (2 21)
где уо-= 1,225 кгім3 — плотность воздуха у земли при нормальных атмосферных условиях; У10 — истинная воздушная скорость полета у земли.
Для полетов со сверхзвуковой скоростью измерители скорости градуируются по расчетной формуле, учитывающей сжимаемость воздуха, т. е.
|
|
|
|
|
|
|
|
где а — скорость звука. 6*
Градуировка шкалы измерителя истинной воздушной скорости определяется следующим выражением:
V = "I / , (2.23)
I Ун
где у л — плотность воздуха на высоте Н полета.
Или при делении формулы (2.23) на (2.21) получим
V = Vnp V~Тн • (2’24)
Поскольку? = , то можно вместо формулы (2.24) записать
Следовательно, истинная скорость получается из приборной скорости после внесения в нее поправок на статическое давление рн и температуру Тн на данной высоте Н полета, т. е. поправок на изменение плотности воздуха при изменении высоты полета.
Все вышеприведенные выражения учитываются при создании конструкции прибора. На рис. 168 изображена принципиальная схема измерителя приборной и воздушной скорости. При увеличении скорости полета под действием разности давления рполн — Рст мембранная коробка 1 через тягу поворачивает стрелку 2 указателя приборной скорости. Одновременно центр коробки 1 перемещает тягу 3 и, следовательно, стрелку 5 указателя истинной скорости.
Если увеличивается высота полета, то анероидная коробка 4 расширяется и поворачивает также тягу 3, преодолевая усилие пружины Я. При этом уменьшается длина плеча I стрелки 5, и она поворачивается па дополнительный угол, учитывающий изменение плотности воздуха.
На рис. 169 приведена конструктивная схема комбинированного измерителя скорости с диапазоном измерения до 2 000 км/ч (КУС-2 000). Перемещение центра манометрической коробки 6 через оси, поводки 7 и 8, сектор 3 и трубку 9 передается на широкую стрелку 2 приборной скорости и одновременно через ряд поводков, осей и сектор 10 передается на узкую стрелку 1 истинной скорости. С изменением высоты полета изменяется положение центра анероидной коробки 5, что вызывает смещение поводка 4 и изменение передаточного отношения между осями М и А. Ось М связана с манометрической коробкой, а ось А — со стрелкой истинной воздушной скорости.
Для учета изменения температуры воздуха с высотой полета (при этом полагают, что температура изменяется в соответствии со стандартной атмосферой) выбирают соответствующим образом характеристику анероидной коробки 5.