Централи скорости и высоты полета

На современных летательных аппаратах имеется значительное число устройств, для работы которых требуется ввод сигналов, пропорциональных высоте, скорости полета, плотности и темпера­туре воздуха атмосферы. Для того чтобы уменьшить количество однотипных датчиков и повысить точность измерений, применяют единые централи скорости и высоты полета, которые и выдают та­кие сигналы. Отдельные датчики скорости полета, применяемые для небольшого числа устройств, конструктивно подобны датчикам высоты полета, но вместо анероидной коробки они имеют маномет­рическую коробку.

На рис. 170 приведена блок-схема централи скорости и высоты (ЦСВ). Полное и статическое давление с ПВД поступают на ин­дуктивные датчики /7Дд и ИДС, которые вырабатывают напряже­ния (/•, и Uс, пропорциональные этим давлениям.

Датчик температуры (ДТ) измеряет температуру заторможен­ного потока воздуха и преобразует ее в электрический сигнал. Напряжения от всех трех датчиков (Ут, £/д, Uc поступают в элек­тромеханический счетно-решающий блок СРВ, который вычисляет н выдает сигналы, пропорциональные высоте И, скорости V и чис­лу М полета, а также относительную плотность воздуха Л и температуру наружного воздуха Т.

Погрешности ЦСВ с электромеханическим СРБ не превышают ±0,2—0,7%, в то время, как погрешности барометрических высо­томеров достигают ±2%, а измерителей скорости полета —

±2-6%.

Централи скорости и высоты полетаСистема воздушных сигналов СВС-ПН-15

Назначение и комплект. Систе­ма СВС-ПН-15 предназначена для решения и непрерывной вы — Рис. 170 Блок-схема централи ско — ДачИ в бортовые системы нави- рости и высоты (ЦСВ) гации и пилотирования сигна­

лов, пропорциональных М, AM, V„, Упр, Яотн, Яабг. АЯ, А V, а также выдачи ЯОТІІі числа М и Vn на показывающие приборы пилотов и и штурмана.

В систему входят следующие блоки:

вычислитель скорости, числа М и высоты БСМВ-15;

блок преобразования Я0Тн потенциометрический БПнП-4;

блок преобразования потенциометрический БПнП-10:

блок преобразования Яаес потенциометрический БПнП-2;

блок коррекции числа М БКМЭ;

блок питания БП-27-2;

фильтр Ф-115;

корректор высоты КЗВ-0-15 (2 шт.); корректор скорости КЗСП (2 шт.); блок сигнализации готовности БСГ (4 шт.); блок питания БПУ-3 (6 шт.); указатель высоты УВО-15к (3 шт.); указатель скорости УСВПк (2 шт.); указатель числа М УМ-1к; приемник температуры П-5.

Блок-схема системы (рис. 171). Сигналы, пропорциональные пилотажным параметрам, вырабатываются в вычислителе системы, к которому подводятся рст и рнолн. Эти сигналы поступают к нави-

Централи скорости и высоты полета

Рис. 171. Блок-схема СВС — ПН-15

гацноішон системе, системе автоматического управления (САУ), а также на указатели экипажа. Корректоры высоты и корректоры скорости, выдающие сигналы АН, AV и Упр в САУ, не связаны с вычислителем.

В навигационный вычислитель выдаются сигналы Нот„ для получения сигнала вертикальной скорости и У„ для счисления пути.

В самолетный ответчик поступает сигнал #QTn для контроля эшелонирования на диспетчерском пункте.

В САУ выдаются сигналы Уир (для ограничения приборной скорости), АН и АЛІ (для обеспечения полета на заданной высоте и стабилизации полета по заданному «ЛЬ) и А К (для стабилиза­ции полета по заданной приборной скорости).

Через блоки питания и усиления БПУ-3 от вычислителя на указатели пилотов и штурмана поступают сигналы #отп, Vn и «ЛЬ.

Сигналы готовности системы по параметрам АН, ДУ и Упр вы­даются в САУ через блоки сигнализации готовности, а по ДЛ — через блок коррекции числа М.

Назначение блоков системы. Вычислитель ВСМВ-15 является основным блоком системы и служит для вычисления и выдачи сиг­налов, пропорциональных Яотн, числу М и Уи. Он представляет собой электронное аналоговое счетно-решающее устройство и со­стоит из датчиков статического и динамического давления, преоб­разователей напряжения и функциональных усилителей повтори­телей.

Для выдачи параметров полета в виде относительных сопро­тивлений предназначены потенциометрические блоки преобра­зования напряжений БПнП, представляющие собой электромеха­нические устройства отработки.

Блок БПУ-3 служит для питания двигателей указателей и уси­ления сигналов Яот.., М и Va, поступающих на указатели пилотов и штурмана.

Для питания масштабных усилителей вычислителя постоян­ным током напряжением 27, 50 и 60 в, а также для исключения кратковременных забросов сетевого напряжения предназначен блок питання БП-27-2.

Фильтр переменного напряжения 115 в, 400 гц Ф-115 исключа­ет влияние клирфактора напряжения бортовой сети на точностные характеристики системы.

Блок коррекции числа «М» служит для выдачи сигнала, про­порционального отклонению числа М от заданного значения, при подаче на вход блока сигнала в виде напряжения переменного то­ка с частотой 400 гц, пропорционального числу М. Система сиг­нализации готовности, вмонтированная в блоке, предназначена для определения наличия постоянного и переменного напряжения и исправности узлов блока.

Выдача сигналов АН, А У и Упр в системы САУ производится через корректоры высоты КЗВ-0-15 и корректоры скорости КЗСП.

Принцип работы системы СВС-ПН-15. Принцип действия си­стемы основан на преобразовании динамического и статического

давлений, измеряемых датчиками блока ВСЛШ, в сигналы Яотн, Л, V„, выдаваемые в виде переменного напряжения на индикато­ры и в виде относительных сопротивлений — в другие системы.

Преобразование выходных сигналов с датчиков в сигналы Яабс, V,, и Л1 осуществляется по схеме алгебраического сложения напряжений, пропорциональных логарифмам определенных функ­ции, воспроизводимых функциональными преобразователями.

Для вычисления относительной барометрической высоты сиг­нал, пропорциональный абсолютной высоте, корректируется сиг­налом высоты местности, относительно которой определяется Яотн» которая вычисляется функциональным потенциометром ука­зателя высоты левого пилота в зависимости от ввода давления на уровне земли и выдается в вычислитель в виде переменного на­пряжения. Ввод давления на уровне земли осуществляется вруч­ную на указателе высоты левого пилота.

В системе предусмотрена возможность вывода на индикатор путевой скорости «И/» от допплеровской системы, вводимой в ка — затель скорости штурмана.