Централи скорости и высоты полета
На современных летательных аппаратах имеется значительное число устройств, для работы которых требуется ввод сигналов, пропорциональных высоте, скорости полета, плотности и температуре воздуха атмосферы. Для того чтобы уменьшить количество однотипных датчиков и повысить точность измерений, применяют единые централи скорости и высоты полета, которые и выдают такие сигналы. Отдельные датчики скорости полета, применяемые для небольшого числа устройств, конструктивно подобны датчикам высоты полета, но вместо анероидной коробки они имеют манометрическую коробку.
На рис. 170 приведена блок-схема централи скорости и высоты (ЦСВ). Полное и статическое давление с ПВД поступают на индуктивные датчики /7Дд и ИДС, которые вырабатывают напряжения (/•, и Uс, пропорциональные этим давлениям.
Датчик температуры (ДТ) измеряет температуру заторможенного потока воздуха и преобразует ее в электрический сигнал. Напряжения от всех трех датчиков (Ут, £/д, Uc поступают в электромеханический счетно-решающий блок СРВ, который вычисляет н выдает сигналы, пропорциональные высоте И, скорости V и числу М полета, а также относительную плотность воздуха Л и температуру наружного воздуха Т.
Погрешности ЦСВ с электромеханическим СРБ не превышают ±0,2—0,7%, в то время, как погрешности барометрических высотомеров достигают ±2%, а измерителей скорости полета —
±2-6%.
Система воздушных сигналов СВС-ПН-15
Назначение и комплект. Система СВС-ПН-15 предназначена для решения и непрерывной вы — Рис. 170 Блок-схема централи ско — ДачИ в бортовые системы нави- рости и высоты (ЦСВ) гации и пилотирования сигна
лов, пропорциональных М, AM, V„, Упр, Яотн, Яабг. АЯ, А V, а также выдачи ЯОТІІі числа М и Vn на показывающие приборы пилотов и и штурмана.
В систему входят следующие блоки:
вычислитель скорости, числа М и высоты БСМВ-15;
блок преобразования Я0Тн потенциометрический БПнП-4;
блок преобразования потенциометрический БПнП-10:
блок преобразования Яаес потенциометрический БПнП-2;
блок коррекции числа М БКМЭ;
блок питания БП-27-2;
фильтр Ф-115;
корректор высоты КЗВ-0-15 (2 шт.); корректор скорости КЗСП (2 шт.); блок сигнализации готовности БСГ (4 шт.); блок питания БПУ-3 (6 шт.); указатель высоты УВО-15к (3 шт.); указатель скорости УСВПк (2 шт.); указатель числа М УМ-1к; приемник температуры П-5.
Блок-схема системы (рис. 171). Сигналы, пропорциональные пилотажным параметрам, вырабатываются в вычислителе системы, к которому подводятся рст и рнолн. Эти сигналы поступают к нави-
Рис. 171. Блок-схема СВС — ПН-15 |
гацноішон системе, системе автоматического управления (САУ), а также на указатели экипажа. Корректоры высоты и корректоры скорости, выдающие сигналы АН, AV и Упр в САУ, не связаны с вычислителем.
В навигационный вычислитель выдаются сигналы Нот„ для получения сигнала вертикальной скорости и У„ для счисления пути.
В самолетный ответчик поступает сигнал #QTn для контроля эшелонирования на диспетчерском пункте.
В САУ выдаются сигналы Уир (для ограничения приборной скорости), АН и АЛІ (для обеспечения полета на заданной высоте и стабилизации полета по заданному «ЛЬ) и А К (для стабилизации полета по заданной приборной скорости).
Через блоки питания и усиления БПУ-3 от вычислителя на указатели пилотов и штурмана поступают сигналы #отп, Vn и «ЛЬ.
Сигналы готовности системы по параметрам АН, ДУ и Упр выдаются в САУ через блоки сигнализации готовности, а по ДЛ — через блок коррекции числа М.
Назначение блоков системы. Вычислитель ВСМВ-15 является основным блоком системы и служит для вычисления и выдачи сигналов, пропорциональных Яотн, числу М и Уи. Он представляет собой электронное аналоговое счетно-решающее устройство и состоит из датчиков статического и динамического давления, преобразователей напряжения и функциональных усилителей повторителей.
Для выдачи параметров полета в виде относительных сопротивлений предназначены потенциометрические блоки преобразования напряжений БПнП, представляющие собой электромеханические устройства отработки.
Блок БПУ-3 служит для питания двигателей указателей и усиления сигналов Яот.., М и Va, поступающих на указатели пилотов и штурмана.
Для питания масштабных усилителей вычислителя постоянным током напряжением 27, 50 и 60 в, а также для исключения кратковременных забросов сетевого напряжения предназначен блок питання БП-27-2.
Фильтр переменного напряжения 115 в, 400 гц Ф-115 исключает влияние клирфактора напряжения бортовой сети на точностные характеристики системы.
Блок коррекции числа «М» служит для выдачи сигнала, пропорционального отклонению числа М от заданного значения, при подаче на вход блока сигнала в виде напряжения переменного тока с частотой 400 гц, пропорционального числу М. Система сигнализации готовности, вмонтированная в блоке, предназначена для определения наличия постоянного и переменного напряжения и исправности узлов блока.
Выдача сигналов АН, А У и Упр в системы САУ производится через корректоры высоты КЗВ-0-15 и корректоры скорости КЗСП.
Принцип работы системы СВС-ПН-15. Принцип действия системы основан на преобразовании динамического и статического
давлений, измеряемых датчиками блока ВСЛШ, в сигналы Яотн, Л, V„, выдаваемые в виде переменного напряжения на индикаторы и в виде относительных сопротивлений — в другие системы.
Преобразование выходных сигналов с датчиков в сигналы Яабс, V,, и Л1 осуществляется по схеме алгебраического сложения напряжений, пропорциональных логарифмам определенных функции, воспроизводимых функциональными преобразователями.
Для вычисления относительной барометрической высоты сигнал, пропорциональный абсолютной высоте, корректируется сигналом высоты местности, относительно которой определяется Яотн» которая вычисляется функциональным потенциометром указателя высоты левого пилота в зависимости от ввода давления на уровне земли и выдается в вычислитель в виде переменного напряжения. Ввод давления на уровне земли осуществляется вручную на указателе высоты левого пилота.
В системе предусмотрена возможность вывода на индикатор путевой скорости «И/» от допплеровской системы, вводимой в ка — затель скорости штурмана.