Непрерывность обслуживания
В отношении самой бортовой системы должно быть подтверждено, что:
(a) вероятность потери всей навигационной информации должна быть исключена;
(b) вероятность невосстанавливаемой потери всех навигационных функций и возможности ведения связи должна быть категорически исключена.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В дополнение к требованиям к оборудованию’ ВС для полетов
по ППП согласно JAR-OPS 1, Sub-part L требуется как минимум одна система зональной навигации.
7. Функциональные критерии к системам P-RNAV
7.1. Обязательные функции
№ |
Описание функции |
1 |
Индикаторы боковых отклонений (CDI, HSI), табло "TO/FROM" табло отказов, используемые в качестве основных приборов для навигации, вписывания в ЛЗП при выполнении разворотов, определения состояния оборудования (отказы, режимы, целостность информации) должны быть в поле зрения пилота при его взгляде "по полету". Ориентация горизонтальной планки навигационного прибора должна производиться автоматически по рассчитанному в вычислителе RNAV значению заданного путевого угла. Масштаб индикатора боковых отклонений должен соответствовать этапу полета и может управляться как программно вычислителем, так и по значениям (RNP), получен- |
№ |
Описание функции |
ным из навигационной базы данных. Масштаб индикатора должен быть понятен, экипажу либо его текущее значение экипаж может легко узнать. Для P-RNAV приемлемым считается масштаб отклонений планки горизонтального положения ВС относительно ЛЗП ± 1 м. миля (крайние положения). Приемлемой альтернативой этим требованиям является наличие навигационного дисплея, хорошо видимого летным экипажем, с подходящим масштабом отображения и дающего адекватное представление о боковых уклонениях. Управление масштабом такого дисплея может производиться вручную. |
|
2 |
Возможность непрерывного отображения на одном из основных приборов активного управления, используемых пилотом, рассчитанных вычислителем RNAV значений заданного путевого угла и бокового уклонения относительно ЛЗП |
3 |
Для экипажа из двух пилотов — возможность пилота, не управляющего ВС, контролировать положение ВС относительно ЛЗП |
4 |
База данных, содержащая действующую навигационную информацию, официально опубликованную для гражданской авиации, должна обновляться в соответствии с циклом AIRAC, и из нее должны активизироваться процедуры RNAV. Хранящиеся данные должны иметь разрешение, соответствующее требованиям по точности выдерживания заданных траекторий. База данных должна быть защищена от возможного изменения пользователем. |
5 |
Летный экипаж должен иметь возможность проверять срок действия базы данных |
6 |
Летный экипаж должен иметь возможность проверять хранящуюся в базе данных процедуру вплоть до координат каждого WPT и навигационного средства |
7 |
Процедура из базы данных должна активизироваться целиком — одновременно все точки в их последовательности |
8 |
В поле зрения пилота либо на легко доступной и хорошо видимой странице дисплея должна быть обеспечена возможность контроля используемого типа датчика и параметр, позволяющий определить точность системы в данный момент |
9 |
Индикация имени пункта наведения должна быть либо в поле зрения пилота, либо на легко доступной и хорошо видимой странице дисплея |
10 |
Индикация пеленга и расстояния до пункта наведения должны быть в поле зрения пилота. Когда это практически невозможно, эти данные должны выводиться на легко доступную и хорошо видимую страницу дисплея |
11 |
Индикация путевой скорости и времени полета до пункта наведения должны быть либо в поде зрения пилота либо на легко доступной и хорошо видимой странице дисплея |
12 |
Согласно эксплуатационным процедурам, когда это требуется для контроля точности, на дисплее отражается индикация численного значения бокового отклонения с дискретностью 0.1 м. Мили. |
13 |
Осуществляется автоматическая настройка на маяки VOR и DME, используемые системой для определения координат, и возможность блокирования автоматической настройки (деселекции) экипажем |
14 |
Осуществляется автоматический выбор системой RNAV оптимальных датчиков, тесты встроенного контроля, контроль целостности и возможность ручного управления этими функциями |
15 |
Выполнение полета "ПРЯМО-НА" |
16 |
Автоматическая смена участков маршрута и соответствующая индикация для экипажа |
Описание функции |
|
17 |
Возможность выполнять маневры в соответствии с процедурами из базы данных, включая развороты типа "Fly-by" и "Fly-over". |
18 |
Возможность выполнять маневры и выдерживать следующие типы траекторий согласно АЯШС 424: — Initial Fix (IF) — выход в точку начала захода на посадку; — Track between Two Fixes (TF) — полет по линии, соединяющей две точки; — Course to a Fix (CF) — полет на заданную точку с заданным путевым углом; — Course from a Fix to an Altitude (FA) — полет от заданной точки с заданным путевым углом до достижения заданной высоты; — Direct to a Fix (DF) — полет от текущего места прямо на заданную точку |
19 |
Индикация отказа системы RNAV, включая отказ соответствующих датчиков, должна быть в поле зрения пилота |
20 |
Для мультисенсорных систем RNAV: автоматический переход на резервный датчик при отказе основного. Примечание. Это не ограничивает, возможности ручного выбора навигационного датчика |
21 |
Индикация навигационной информации от дублирующих систем в целях перекрестного контроля работы основной системы |
7.2. Рекомендуемые функции
№ |
Описание функций |
1 |
Режим "полет по параллельному маршруту (РТК)" со смещением как минимум до ± 20 м. миль и с дискретностью задания смещения — 1 м. миля. Режим такого полета должен четко индицироваться. При этом система должна выдавать навигационные параметры (отклонение и оставшееся расстояние) относительно смещенной линии пути и смещенного пункта наведения. Режим не должен сохраняться при замене маршрута и после прохождения точки начала захода на посадку, не должен создавать неприемлемую геометрию траектории полета. До прохождения конца смещенного участка экипажу должна выдаваться заблаговременная информация таким образом, чтобы он мог успеть вернуться к исходному маршруту. После включения режима смещения он должен сохраняться при полете вдоль основного маршрута до тех пор, пока не будет отмен автоматически либо экипажем — ручной отменой самого режима или включением задачи "ПРЯМО-НА" |
2 |
Связь системы RNAV с автопилотом или директорным режимом управления ВС с четкой индикацией включения такой связи |
3 |
Режим вертикальной навигации с использованием барометрической высоты |
4 |
Для систем RNAV, работающих от датчиков DME/DME и с поддержкой от IRS, возможность выставки (коррекция) координат по торцу ВПП перед взлетом и возможность вводить величину смещения от торца в случае, когда взлет производится не от начала ВПП |
Индикация режима системы RNAV должна быть в поле зрения пилота |
|
6 |
Выполнение следующих маневров согласно ARINC 424: — HM — Holding Pattern to a Manual Termination — ожидание с принудительной (ручной) отменой; |
Списание функций |
|
— НА Holding Pattern to an Altitude — ожидание с отменой при достижении заданной высоты: — HF — Holding Pattern to a Fix — ожидание с отменой над точкой ожидания после одного круга; — RF — Constant Radius to a Fix — полет с заданным радиусом относительно заданной точки. Тип маневра RF характерен для систем RNP-RNAV, в то время как другие типы маневров могут встречаться и в других системах RNAV. |