Непрерывность обслуживания

В отношении самой бортовой системы должно быть подтверждено, что:

(a) вероятность потери всей навигационной информации должна быть исключена;

(b) вероятность невосстанавливаемой потери всех навигационных функций и возмож­ности ведения связи должна быть категорически исключена.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В дополнение к требованиям к оборудованию’ ВС для полетов

по ППП согласно JAR-OPS 1, Sub-part L требуется как мини­мум одна система зональной навигации.

7. Функциональные критерии к системам P-RNAV

7.1. Обязательные функции

Описание функции

1

Индикаторы боковых отклонений (CDI, HSI), табло "TO/FROM" табло отказов, исполь­зуемые в качестве основных приборов для навигации, вписывания в ЛЗП при выполне­нии разворотов, определения состояния оборудования (отказы, режимы, целостность информации) должны быть в поле зрения пилота при его взгляде "по полету". Ориента­ция горизонтальной планки навигационного прибора должна производиться автомати­чески по рассчитанному в вычислителе RNAV значению заданного путевого угла. Масштаб индикатора боковых отклонений должен соответствовать этапу полета и мо­жет управляться как программно вычислителем, так и по значениям (RNP), получен-

Описание функции

ным из навигационной базы данных. Масштаб индикатора должен быть понятен, эки­пажу либо его текущее значение экипаж может легко узнать. Для P-RNAV приемлемым считается масштаб отклонений планки горизонтального положения ВС относительно ЛЗП ± 1 м. миля (крайние положения). Приемлемой альтернативой этим требованиям является наличие навигационного дисплея, хорошо видимого летным экипажем, с под­ходящим масштабом отображения и дающего адекватное представление о боковых ук­лонениях. Управление масштабом такого дисплея может производиться вручную.

2

Возможность непрерывного отображения на одном из основных приборов активного управления, используемых пилотом, рассчитанных вычислителем RNAV значений за­данного путевого угла и бокового уклонения относительно ЛЗП

3

Для экипажа из двух пилотов — возможность пилота, не управляющего ВС, контроли­ровать положение ВС относительно ЛЗП

4

База данных, содержащая действующую навигационную информацию, официально опубликованную для гражданской авиации, должна обновляться в соответствии с цик­лом AIRAC, и из нее должны активизироваться процедуры RNAV. Хранящиеся данные должны иметь разрешение, соответствующее требованиям по точности выдерживания заданных траекторий. База данных должна быть защищена от возможного изменения пользователем.

5

Летный экипаж должен иметь возможность проверять срок действия базы данных

6

Летный экипаж должен иметь возможность проверять хранящуюся в базе данных про­цедуру вплоть до координат каждого WPT и навигационного средства

7

Процедура из базы данных должна активизироваться целиком — одновременно все точ­ки в их последовательности

8

В поле зрения пилота либо на легко доступной и хорошо видимой странице дисплея должна быть обеспечена возможность контроля используемого типа датчика и пара­метр, позволяющий определить точность системы в данный момент

9

Индикация имени пункта наведения должна быть либо в поле зрения пилота, либо на легко доступной и хорошо видимой странице дисплея

10

Индикация пеленга и расстояния до пункта наведения должны быть в поле зрения пи­лота. Когда это практически невозможно, эти данные должны выводиться на легко дос­тупную и хорошо видимую страницу дисплея

11

Индикация путевой скорости и времени полета до пункта наведения должны быть либо в поде зрения пилота либо на легко доступной и хорошо видимой странице дисплея

12

Согласно эксплуатационным процедурам, когда это требуется для контроля точности, на дисплее отражается индикация численного значения бокового отклонения с дис­кретностью 0.1 м. Мили.

13

Осуществляется автоматическая настройка на маяки VOR и DME, используемые сис­темой для определения координат, и возможность блокирования автоматической на­стройки (деселекции) экипажем

14

Осуществляется автоматический выбор системой RNAV оптимальных датчиков, тесты встроенного контроля, контроль целостности и возможность ручного управления эти­ми функциями

15

Выполнение полета "ПРЯМО-НА"

16

Автоматическая смена участков маршрута и соответствующая индикация для экипажа

Описание функции

17

Возможность выполнять маневры в соответствии с процедурами из базы данных, включая развороты типа "Fly-by" и "Fly-over".

18

Возможность выполнять маневры и выдерживать следующие типы траекторий соглас­но АЯШС 424:

— Initial Fix (IF) — выход в точку начала захода на посадку;

— Track between Two Fixes (TF) — полет по линии, соединяющей две точки;

— Course to a Fix (CF) — полет на заданную точку с заданным путевым углом;

— Course from a Fix to an Altitude (FA) — полет от заданной точки с заданным путевым углом до достижения заданной высоты;

— Direct to a Fix (DF) — полет от текущего места прямо на заданную точку

19

Индикация отказа системы RNAV, включая отказ соответствующих датчиков, должна быть в поле зрения пилота

20

Для мультисенсорных систем RNAV: автоматический переход на резервный датчик при отказе основного.

Примечание. Это не ограничивает, возможности ручного выбора навигационного датчика

21

Индикация навигационной информации от дублирующих систем в целях перекрестного контроля работы основной системы

7.2. Рекомендуемые функции

Описание функций

1

Режим "полет по параллельному маршруту (РТК)" со смещением как минимум до ± 20 м. миль и с дискретностью задания смещения — 1 м. миля. Режим такого полета дол­жен четко индицироваться. При этом система должна выдавать навигационные пара­метры (отклонение и оставшееся расстояние) относительно смещенной линии пути и смещенного пункта наведения. Режим не должен сохраняться при замене маршрута и после прохождения точки начала захода на посадку, не должен создавать неприемле­мую геометрию траектории полета. До прохождения конца смещенного участка эки­пажу должна выдаваться заблаговременная информация таким образом, чтобы он мог успеть вернуться к исходному маршруту.

После включения режима смещения он должен сохраняться при полете вдоль основно­го маршрута до тех пор, пока не будет отмен автоматически либо экипажем — ручной отменой самого режима или включением задачи "ПРЯМО-НА"

2

Связь системы RNAV с автопилотом или директорным режимом управления ВС с чет­кой индикацией включения такой связи

3

Режим вертикальной навигации с использованием барометрической высоты

4

Для систем RNAV, работающих от датчиков DME/DME и с поддержкой от IRS, воз­можность выставки (коррекция) координат по торцу ВПП перед взлетом и возмож­ность вводить величину смещения от торца в случае, когда взлет производится не от начала ВПП

Индикация режима системы RNAV должна быть в поле зрения пилота

6

Выполнение следующих маневров согласно ARINC 424:

— HM — Holding Pattern to a Manual Termination — ожидание с принудительной (ручной) отменой;

Списание функций

— НА Holding Pattern to an Altitude — ожидание с отменой при достижении заданной вы­соты:

— HF — Holding Pattern to a Fix — ожидание с отменой над точкой ожидания после одно­го круга;

— RF — Constant Radius to a Fix — полет с заданным радиусом относительно заданной точки.

Тип маневра RF характерен для систем RNP-RNAV, в то время как другие типы ма­невров могут встречаться и в других системах RNAV.