Нормы авиационной безопасности

В общем виде они даны в ст. 84 ВК РФ. Более развернуто — в постановлении Правительства № 897 от 30.07.1994г.

Более детально некоторые вопросы рассмотрены в положении о внутриобъектовом режиме в аэропортах и авиапредприятиях ГА (Пр. ФАС № 22 от 22.01.1998 г.).

Авиационная безопасность в аэропортах и авиапредприятиях обеспечивается:

10.2.1 Предотвращением доступа посторонних лиц и транспортных средств в

контролируемую зону аэропорта или аэродрома. Для этого

а) территория аэродрома должна быть ограждена (В настоящее время по нормам аэродромы должны иметь бетонные заборы до 2 м или ограждение из колючей проволоки. Для людей они серьезного препятствия не представляют. Поэтому охрана периметра — одно из слабых мест АБ. Современный подход к вопросу — сочетание физических препятствий с зонами обнаружения и силами реагирования. Физическое время подхода к защищаемому объекту нарушителя должно быть менее или равно времени прибытия или реагирования с момента его обнаружения (средства обнаружения: фотолучевые, микроволновые, емкостные, трибоэлектрические (эл. заряд в коаксильном кабеле появляется за счет мех. воздействия на него.);

б) зоны пропуска на территорию (КПП) должны быть оборудованы (связью, защитой от свободного прохода, запирающейся дверью в караульное помещение и т. п.);

в) особо ответственные объекты должны иметь зоны дополнительной охраны и пропуска (склады топлива, грузов и т. п.);

г) территория за пределами режима должна постоянно патрулироваться нарядами САБ. Для этого должна иметься соответствующая техника (вдоль периметра ограждения).

д) разрешается применять дополнительные меры контроля в самом аэропорту и прилегающей к нему территории (не режимной) с привлечением правоохранительных органов (например: контроль за передвижением и стоянкой автомобилей; досмотр на входе).

10.2.2. ВС на стоянках должны постоянно быть под охраной для исключения проникновения посторонних лиц.

Экипаж по прилету сдает под роспись в борт, журнале ВС дежурному по стоянке (если стоянка более 2-х часов) или тех. бригаде для ТО на период обслуживания. Лицо, принявшее ВС в борт. журнале несет за него полную ответственность. После ТО или на ночь ВС сдается под охрану ВОХР. Подходить к ВС, сданному под охрану ВОХР запрещено.

Экипажу ВС передается только при наличии у него свидетельства пилота ГА и задания на полет не данном ВС (полностью оформленным на вылет). (Пример — классический угон ЯК-42 из а/п Орск в 1997 г. экипажем в Казахстан)

Если ВС при стоянке оставалось без охраны, на нем обязательно выполняется комплекс работ по досмотру с оформлением специальной графы в карте-наряде.

На оперативных аэродромах и временных площадках ВС охраняются сторожевой охраной “Заказчика”, что предусматривается договором.

10.2.3. Должна быть исключена возможность незаконного провоза на ВС оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ, ртути. Для их провоза должны применяться особые меры предосторожности и правила.

Оружие: — сдача производится при регистрации пассажира в САБ, провоз осуществляется в сейфе без доступа из пассажирской кабины. Возврат — в САБ аэропорта прибытия.

Опасные вещества: — имеются правила перевозки опасных грузов. (Особо провоза бытовых отравляющих и легковоспламеняющихся вещества, что очень распространено).

Для предотвращения таких случаев организуется досмотр багажа, ручной клади и пассажиров независимо от их согласия.

По технике досмотра и оснащению пунктов досмотра Россия за последнее десятилетие вышла на мировой уровень. Жизнь просто потребовало сделать в этой области больше, чем в остальных. Оборудование в основном используется зарубежное.

КВС при необходимости имеет право провести досмотр ВС в полете.

В настоящее время в РФ нет документов, определяющих категорию пассажиров VIP (очень важных персон) не подлежащих досмотру. Есть закон о государственной охране. По нему особой охране подлежит Президент, Премьер-министр, члены их семей.

Т. е. досмотру подвергаются все. В том числе и персонал аэропорта и экипажи ВС.
Пассажиры, прошедшие досмотр должны находиться в стерильных зонах аэропорта,

исключающих их контакт с не прошедшими досмотр и провожающими.

В аэропортах типа “ХАБ” (узловых) эти зоны для упрощения процедур организуются общими для всех транзитных и трансферных пассажиров.

10.2.4. С точки зрения АБ ВС должно быть оборудовано:

— запираемыми изнутри пуленепробиваемыми дверями в кабину экипажа;

— специальными сигнализационными и переговорными устройствами (кнопки тревоги, бедствия);

— замаскированными проходами для захвата террористов (через тех. отсеки, багажники);

— противоугонными устройствами;

— специально отведенными местами для взрывных устройств в случае их обнаружения;

— инструкциями о порядке действия экипажей в особых ситуациях.

10.2.5. Аэропорт должен иметь технические средства для обнаружения металлов, ОВ,

ВВ.