Регламентные работы

Длительная эксплуатация вертолета, действие разнообразных нагру­зок и влияние метеорологических и климатических условий приводят к появлению коррозии, ослаблению крепления деталей и агрегатов, изно — 241

су деталей, засорению фильтров, высыханию и разрушению уплотни­тельных и изоляционных материалов, а также к появлению различных: мелких дефектов, которые могут повлечь за собой крупные неисправнос­ти. Чтобы предотвратить возможность появления неисправностей на вер­толете и обеспечить его надежную работу в течение установленного тех­нического ресурса, необходимо выполнять ‘профилактические работы через строго установленные промежутки времени. Эти промежутки вре­мени определяются числом часов налета вертолета или календарным временем хранения его. Такие работы называются регламентными.

Периодичность, объем и порядок выполнения регламентных работ определяется Инструкцией по технической эксплуатации и Единым рег­ламентом вертолета. Уменьшать установленный объем регламентных работ или нарушать сроки их выполнения запрещается. В целях обеспе­чения безотказной работы вертолета в различных климатических усло­виях эксплуатации, в случае интенсивной работы отдельных агрегатов; при специальных заданиях, а также в случаях длительных перерывов в. летной работе или замены двигателей инженер имеет право дать указа­ние о проведений внеочередных регламентных работ. В случаях досроч­ной замены двигателей или других агрегатов (до выработки ресурса) регламентные работы для вновь установленных агрегатов необходимо — производить с очередными регламентными работами по вертолету.

Для вертолета установлены регламентные работы после первого за­пуска вновь установленного двигателя, после первого полета, после первых 5 ч налета, через каждые 25±3, 50±5, 100±10; 300+15 ч налета. Однако эти сроки с накоплением опыта эксплуатации могут быть изме­нены соответствующими указаниями УИАС МГА. Налет вертолета включает в себя 100% работы вертолета в воздухе плюс 20% работы двигателей и трансмиссии на земле.

При хранении вертолета регламентные работы выполняются по ка­лендарным срокам, т. е. через 10 дней, 30±5 дней, три месяца ±10 дней.

При выполнении регламентных работ производится проверка налета или наработки отдельных приборов и агрегатов, имеющих технический ресурс, меньший ресурса вертолета в целях выявления необходимости их замены. Смазка узлов и агрегатов вертолета производится согласно карте смазки.

Регламентные работы выполняются, как правило, в базовых аэропор­тах с использованием всего необходимого наземного оборудования,, средств механизации, приспособлений и инструмента, которые должны быть исправны.

К выполнению регламентных работ допускается технический состав, который имеет достаточную теоретическую подготовку и необходимые практические навыки, хорошо знает контрольно-измерительную аппара­туру и умеет ею пользоваться. Перед выполнением регламентных работ вертолет должен быть осмотрен в объеме послеполетного обслуживания и на нем должны быть устранены все дефекты, за исключением тех, ко­торые можно устранить при выполнении регламентных работ.

Регламентные работы включают в себя предварительные работы, ра­боты по осмотру и обслуживанию, работы по смазке и заключительные работы.

Предварительные и заключительные работы являются общими для любого вида регламентных работ и выполняются в объеме послеполет­ного технического обслуживания.

Основными регламентными работами на вертолете являются: проверка надежности крепления деталей и агрегатов: промывка фильтров, слив отстоя из систем и продувка дренажей топливной и масляной систем;

промывка узлов и шарнирных соединений и возобновление их смазки;: замена масла в системах двигателей, редукторов;

проверка регулировочных данных двигателей, управления вертолета, их агрегатов и восстановление их в соответствии с техническими усло­виями;

проверка герметичности систем вертолета и двигателей;

проверка работоспособности отдельных агрегатов и механизмов.

Необходимость проверки надежности крепления агрегатов и деталей объясняется тем, что на вертолете они работают в условиях повышенных вибраций. В связи с этим затяжка резьбовых соединений ослабевает, а упругие прокладки и опорные поверхности несколько деформируются. Кроме того, с течением времени болты и шпильки под действием стати­ческих и динамических нагрузок получают некоторую вытяжку, что так­же приводит к ослаблению предварительной затяжки гаек. Если своевре­менно не подтянуть гайки, агрегат или деталь получит свободу переме­щения, что может привести к его разрушению или к разрушению крепежных болтов и шпилек.

Проверка затяжки резьбовых соединений производится специальны­ми тарированными ключами. Для создания надежного крепления агрега­тов большинство резьбовых соединений имеют вполне определенный момент затяжки, который должен сохраняться при эксплуатации верто­лета. Поэтому при выполнении регламентных работ следует проверять соответствие этих моментов затяжки резьбовых соединений данным тех­нических условий.

При проверке момента затяжки резьбовых соединений необходимо’ на гайку и деталь нанести риску карандашом, отвернуть на половину оборота, надеть на нее тарированный ключ и затянуть им гайку до сов­мещения рисок, проверяя при этом момент затяжки.

Необходимость периодической очистки фильтров топливной и мас­ляной систем объясняется тем, что механические примеси и вода, оседая на фильтрах, уменьшают их пропускную способность, что приводит к нарушению нормального питания двигателя (редуктора) топливом и маслом. Кроме того, наличие на снятом фильтре стружки и частиц ме­талла свидетельствует о возможной неисправности двигателей.

Топливный фильтр грубой очистки в подводящей топливной маги­страли и фильтры агрегата НР-40Т осматриваются и при необходимости промываются через 50 ч налета. Топливные фильтры тонкой очистки, установленные в блоке фильтров, промываются на специальной ультра­звуковой установке.

Масляные фильтры двигателей и главного редуктора проверяются через 25 ч налета. Промывку фильтров масляной системы следует произ­водить в чистом бензине Б-70. Сначала прополаскивается в ванне с бен­зином наружная поверхность фильтрующего элемента, затем промы­вается с помощью шприца. В шприц необходимо набирать только чис­тый бензин. При промывке масляных фильтров двигателей центральное отверстие фильтров заглушается специальной резиновой пробкой, при­кладываемой к бортинструменту.

После промывки фильтры продуваются сжатым воздухом.

Слив отстоя из топливного бака и фильтров тонкой и грубой очистки производится для удаления скопившихся там механических примесей и воды.

Продувка дренажей топливной и масляных систем производится для того, чтобы исключить их закупорку. Закупорка дренажа топливных баков может привести к прекращению подачи топлива, а закупорка дренажа масляной системы — к раздуванию маслобака.

Замена масла в системах двигателей и редукторов, смазок в шарнир­ных соединениях втулок винтов, управления вертолета и двигателей про­изводится потому, что они — в процессе эксплуатации теряют свою смазы­вающую способность от действия высоких температур, а также загряз­няются.

Особенно важна замена масла в первые часы налета вертолета или наработки нового двигателя, когда происходит приработка деталей. В первые часы работы двигателя или вертолета масло вымывает из всех сочленений деталей и агрегатов различные загрязнения и металличе­ские частицы, которые скапливаются на фильтрах. Чтобы удалить час­тицы грязи и металла, масло заменяют и промывают фильтры масло — систем или редукторов.

Слив масла из систем производят через мелкую сетку для того, что­бы определить наличие металлических частиц и выяснить причину их появления. Так, в системе двигателей масло сливается после первого за­пуска вновь установленных двигателей, промываются маслофильтры и затем маслобаки заправляются свежим маслом. В дальнейшем замена масла производится периодически через определенный срок в соответ­ствии с регламентом технического обслуживания.

При замене смазки в шарнирных соединениях управления вертолета и двигателей необходимо тщательно удалить старую смазку, содержа­щую абразив (пыль, песок), керосином или бензином и только после этого наносить свежую смазку. Наличие пыли, грязи или песка в смаз­ке приводит к сильному абразивному износу трущихся сочленений.

Проверка регулировочных данных вертолета и двигателей прово­дится для обеспечения нормальной работы двигателей, их агрегатов и нормальной устойчивости и управляемости вертолета. Только при пра­вильной регулировке можно получить наилучшие летно-технические данные вертолета.

Через определенное время эксплуатации необходимо проверять ра­ботоспособность отдельных агрегатов и механизмов вертолета. Так, на­пример, проверяется работоспособность системы сигнализации повреж­дения лонжерона лопастей, работа гидросистемы, противообледенитель — ной системы, агрегатов противопожарной системы и др. Такая проверка производится в целях обеспечения в дальнейшей эксплуатации нормаль­ной работы этих систем.

Проведение указанных работ на вертолете и двигателях должно про­изводиться в строгом соответствии с технологией регламентных работ. Если в процессе выполнения регламентных работ производится демон­таж агрегатов или приборов с двигателей или вертолета, открытые от­верстия, фланцы, трубопроводы, штуцера необходимо заглушить спе­циальными заглушками или полихлорвиниловой пленкой, чтобы пре­дотвратить попадание в двигатель или системы вертолета пыли, грязи и посторонних предметов.

При выполнении монтажных работ необходимо соблюдать следую­щие основные правила (табл.15):

1) затяжку гаек производить равномерно с определенным усилием. Неравномерная или чрезмерная затяжка отдельных гаек крепления какой-либо детали увеличивает нагрузку на шпильку или стяжной болт и может привести к деформации резьбы и обрыву шпильки. Недостаточ­ная затяжка гаек не обеспечивает плотность посадки деталей. Для ос­новных соединений моменты затяжки гаек указываются в инструкции по эксплуатации. Такие соединения затягиваются с помощью тариро­ванных ключей. Тарированные ключи устроены так, что при достижении определенной силы затяжки они выключаются. Если момент затяжки не указан, то следует затягивать гайки болтов и шпилек только опреде­ленными ключами, придаваемыми к вертолету, руководствуясь — следую­щим: гайки болтов до диаметра 16 мм затягивать одной рукой с усили­ем примерно 30 кГ, более 16 мм — двумя руками с усилием не более 50 кГ;

2) затяжку гаек сопрягаемых деталей при большом количестве стяжных болтов или шпилек производить в такой последовательности:

при фланцевом соединении гайки затягивает один человек равномер­но крест-накрест с последующей проверкой затяжки всех гаек подряд по ходу часовой стрелки;

при соединении деталей с прямоугольными плоскостями сопряжение гайки затягивает также один человек, начиная с середины соединения, постепенно приближаясь к его концам; при нарушении последователь­ности затяжки гаек трудно добиться герметичности соединения и равно­мерности нагрузки болтов;

3) при замене агрегата или детали должна применяться та конт­ровка, которая предусмотрена конструкцией. Замена одного вида конт­ровки другим (например, использование пружинных шайб вместо плас­тинчатых и др.) не разрешается. При контровке резьбовых соединений проволокой диаметр ее должен соответствовать диаметру отверстия в

2. Таблица затяжки гаек и болтов

Таблица 15

Наименование детали

№ чертежа

Количество

деталей

Крутящий мо­мент затяжки, к Гм

Гайка крепления втулки несущего винта

50.21.000.03.00

1

100—120

Гайки болтов крепления кронштей­нов демпферов к цапфам осевых шарниров втулки несущего винта

20.21.320.09.00

24

0,8—1,0

Болты крепления рычагов поворота

50.21.000.45.00

6

4—4,5

лопасти втулки несущего винта

50.21.000.46.00

6

4-4,5

Гайки болтов крепления лопасти несущего винта

50.21.000.47.00

6

1,5—2,0

Гайка штока хвостового редуктора

3327А-12

1

3,5-4,5

Болты крепления втулки рулевого винта к фланцу хвостового редук-

10-22-182АТ-2

6

2,5-3,0

Гайки болтов крепления лопастей рулевого винта

3341-А-12

6

1,0-1,5

Гайки болтов крепления подредук­торной плиты к узлам фюзеляжа

50.10.000.46.00

4

32±2,5

Гайки болтов крепления редукто­ра ВР-2 к подредукторной плите

3327-А-14

20

05

1

00

Гайки крепления фланца направляю­щей автомата-перекоса к фланцу редуктора ВР-2

3327-А-8

18

1,2-1,7

Болты крепления барабана тормоза к фланцу вывода ВР-2

3017А-12-14

4

5,5-6,5

Гайки болтов крепления промежуточ­ного редуктора

3327-А-10

20

2,5-3,0

Гайки болтов крепления хвостового

3327-А-10

6

2,5-3,0

редуктора

Гайки болтов крепления фланцев хвостового и концевого валов

50.25.000.03.00

16

1,5-2,0

Гайки болтов крепления фланцев главных валов к выводам редукто­ра ВР-2

3327-А-12

8

00

1

Гайки крепления корпусов подшип-

3321А-8

12

1,5—1,65

ников к кронштейну установки гидроусилителей

3301А-8

12

1,5—1,65

Гайки крепления кронштейнов уста­новки гидроусилителей к редук­тору

3335А-10

7

3,2—3,5

гранях гаек или в шпильках и болтах. Проволоку нужно натянуть так, чтобы исключить возможность ее вирбации. При контровке шплинтом контровочное отверстие болта (шпильки) нужно совмещать с прорезью

16—3980

гайки только затягиванием гайки. Если при этом требуется большое усилие, необходимо отвернуть гайку и заменить прокладку. Совмещать отверстия болта (шпильки) с прорезью гайки отворачиванием гайки не разрешается.

Повторное использование шплинтов, проволоки, пластинчатых шайб и т. п. также запрещается.