RQ-4A GLOBAL HAWK

США

RQ-4A GLOBAL HAWK

БПЛА RQ-4A предназначен для ведения страте­гической воздушной разведки в глубине территории противника в течение длительного времени. При по­лете на больших высотах Global Hawk способен про­изводить обзор больших территорий, осуществлять разведку точечных целей с высоким разрешением и передавать развединформацию командованию в ре­альном масштабе времени.

Проект Global Hawk фирмы Teledyne Ryan Aero­nautical (TRA) в мае 1995 г. стал победителем в кон­курсе на лучший БПЛА по программе разработки ап­парата, удовлетворяющего требованиям Tier II+. Конкурс продолжался б месяцев, в нем участвовали пять фирм-претендентов.

Первый полет аппарат совершил в феврале 1998 г. с авиабазы ВВС «Эдвардс» (штат Калифорния). Полет

— Jc

продолжался 56 минуг при скорости 280 км/ч. Была достигнута высота 9/50 м. Из-за того что шасси не за­фиксировалось надежно в убранном положении и тем­пературные датчики приборного отсека показали слишком низкую температуру, испытатели решили снизить высоту полета до 6100 м и сократить его дли­тельность. Для торможения на посадочной полосе в дополнение к обычным тормозам использовались тормозные щитки. Пробег составил 1200 м. Благода­ря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 50 см.

До конца второго этапа испы таний планировалось совершить 15 полетов общей продолжительностью 250 часов. Для этих целей был собран второй БПЛА Global Hawk, оснащенный полным комплектом борто­вой аппаратуры, в том числе и разведывательной. Первый полет аппарат совершил 20 ноября 1998 г.

БПЛА выполнен по нормальной аэродинамиче­ской схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. На нем имеются, как минимум, две точки внешней подвески, рассчитан­ные на груз массой до 450 кг каждая.

Шасси трехстоечное с носовым колесом. На носо­вой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыль­евых стойках — по два.

Фюзеляж типа полумонокок изготовлен из алюми­ниевых сплавов. Спереди расположен приборный от­сек, в котором под большим радиопрозрачным обтека­телем находится параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1,22 м. В этом же отсеке размещена вся

RQ-4A GLOBAL HAWK

разведывательная аппаратура. В средней части находит­ся большой топливный бак, а в хвостовой части распо­ложен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison АЕ 3007 с тягой 3450 кгс, позаимствованный по­чти без изменений у самолетов бизнес-класса Citation-X и ЕМВ-145. После внесения небольших изменений в си­стему управления двигатель устойчиво работает на вы­сотах до 21 300 м. V-образное хвостовое оперение так­же изготовлено из композиционных материалов.

На Global Hawk устанавливаются три подсисте­мы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн и могут работать одновре­менно.

РЛС с синтезированием апертуры предназначе­на для работы в любых погодных условиях. В нор­мальном режиме работы она обеспечивает получе­ние радиолокационного изображение местности

— Jc

с разрешением 1 м. За сутки может быть получено изо­бражение с площади 138 000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode) съемки терри­тории размером 2×2 км за 24 часа может быть получе­но более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. В третьем режиме РЛС может сопровождать движу­щуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.

Две антенны радара (расположены по бокам в ниж­ней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1,21м) и необходимое электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.

Дневная электронно-оптическая цифровая каме­ра обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Ее датчик сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы: первый — скани­рование полосы шириной 10 км, второй — детальное изображение территории размером 2×2 км.

Для получения ночных изображений использует­ся ИК-камера с тем же телеобъективом, который мо­жет поворачиваться на угол 80°.

Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По с пуг­ни ко во му каналу скорость передачи информации со­ставляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи Ku-диапазона (SATCOM), диаметр антенны — 1,22 м. По прямому каналу диапа­зона UHF можно передавать информацию со скоро­стью 137 Мбит/с.

Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взле — том/посадкой. В будущем пользователи, не имею-

RQ-4A GLOBAL HAWK

щие связи с наземной станцией, смогут получать изо­бражения напрямую от БПЛА.

Для повышения мобильности все наземное обору­дование размещено в контейнерах или на специаль­ных трейлерах.

И состав наземного оборудования входят: станция управления взлегом/посадкой, станция управления полетом, трейлеры с антенным оборудованием (SAT — СОМ), со спутниковой антенной и кабелями, три генератора, комплект силовой аппаратуры, двига­тельный стенд с двигателем, комплект запчастей, комплект для обслуживания БПЛА.

Для удобства перемещения контейнеры снабжены выдвигающимися колесами. Комплекс наземного обо­рудования Global Hawk может транспортироваться по

—- Jl,

воздуху тремя военно-транспортными самолетами С-141В, двумя С-17 или одним С-5В.

В марте 2001 г. ВШІА Global Hawk ВВС США про­летел от Калифорнии вдоль Тихоокеанского побе­режья Мексики, Центральной Америки и части Юж­ной Америки и вернулся назад. Для связи с самолетом использовался мексиканский сггугнпкSATMKX 5. Этот путь БПЛА проделал за 30 часов 24 минуты на высо­те 19 870 м, установив тем самым рекорд продолжи­тельности полета и высоты для беспилотников.

В апреле 2001 г. впервые в истории авиации беспи­лотный самолет Global Hawk пересек Тихий океан. Он взлетел с одного из аэродромов Калифорнии и при­землился в Австралии, проделав путь длиной 13 840 км на высоте 20 км за 22 часа.

За время разработки и испытаний было потеряно три Global Hawk: 29 марта 1999 г. во время испытатель­ного полета БПЛА потерял управление и разбился ря-

RQ-4A GLOBAL HAWK

Л —

дом с озером Searles Lake; 31 декабря 2001 г. руковод­ство ВВС США сообщило, что разбился беспилот­ный самолет-шпион Global Hawk, не указав причину и место катастрофы; по сообщению Пентагона еще один беспилотный самолет-разведчик разбился во время выполнения боевого задания в Афганистане в июле 2002 г.

БИЛА Global Hawk находится в стадии разработ­ки. ВМС США и военное руководство Австралии рас­сматривают возможности его использования для мор­ского патрулирования. Обсуждается также создание варианта этого самолета для европейских союзни­ков в рамках проекта Euro Hawk.

RQ-4A GLOBAL HAWK

— Jc

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Размах крыла, м……………………………………………… 35,42

Длина, м…………………………………………………………… 13,53

Высота, м…………………………………………………………… 4,62

Площадь крыла, м2…………………………………………… 250,2

Масса, кг:

пустого………………………………………………………… 4177

взлетная………………………………………………….. 11 622

топлива……………………………………………………….. 6583

Скорость максимальная, км/ч…………………………….. 639

Радиус действия, км………………………………………….. 4445

Продолжительность полета, ч…………………………………. 38

Практический потолок, м………………………………. 19 800