RQ-4A GLOBAL HAWK
США
БПЛА RQ-4A предназначен для ведения стратегической воздушной разведки в глубине территории противника в течение длительного времени. При полете на больших высотах Global Hawk способен производить обзор больших территорий, осуществлять разведку точечных целей с высоким разрешением и передавать развединформацию командованию в реальном масштабе времени.
Проект Global Hawk фирмы Teledyne Ryan Aeronautical (TRA) в мае 1995 г. стал победителем в конкурсе на лучший БПЛА по программе разработки аппарата, удовлетворяющего требованиям Tier II+. Конкурс продолжался б месяцев, в нем участвовали пять фирм-претендентов.
Первый полет аппарат совершил в феврале 1998 г. с авиабазы ВВС «Эдвардс» (штат Калифорния). Полет
— Jc
продолжался 56 минуг при скорости 280 км/ч. Была достигнута высота 9/50 м. Из-за того что шасси не зафиксировалось надежно в убранном положении и температурные датчики приборного отсека показали слишком низкую температуру, испытатели решили снизить высоту полета до 6100 м и сократить его длительность. Для торможения на посадочной полосе в дополнение к обычным тормозам использовались тормозные щитки. Пробег составил 1200 м. Благодаря применению дифференциальной навигационной системы GPS, отклонение от оси ВПП после посадки оказалось меньше 50 см.
До конца второго этапа испы таний планировалось совершить 15 полетов общей продолжительностью 250 часов. Для этих целей был собран второй БПЛА Global Hawk, оснащенный полным комплектом бортовой аппаратуры, в том числе и разведывательной. Первый полет аппарат совершил 20 ноября 1998 г.
БПЛА выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным крылом большого удлинения. Крыло изготовлено из композиционного материала на основе углеволокна. На нем имеются, как минимум, две точки внешней подвески, рассчитанные на груз массой до 450 кг каждая.
Шасси трехстоечное с носовым колесом. На носовой стойке шасси имеется одно колесо, на подкрыльевых стойках — по два.
Фюзеляж типа полумонокок изготовлен из алюминиевых сплавов. Спереди расположен приборный отсек, в котором под большим радиопрозрачным обтекателем находится параболическая антенна спутниковой связи диаметром 1,22 м. В этом же отсеке размещена вся
разведывательная аппаратура. В средней части находится большой топливный бак, а в хвостовой части расположен реактивный турбовентиляторный двигатель Allison АЕ 3007 с тягой 3450 кгс, позаимствованный почти без изменений у самолетов бизнес-класса Citation-X и ЕМВ-145. После внесения небольших изменений в систему управления двигатель устойчиво работает на высотах до 21 300 м. V-образное хвостовое оперение также изготовлено из композиционных материалов.
На Global Hawk устанавливаются три подсистемы разведывательной аппаратуры. Они действуют на разных длинах волн и могут работать одновременно.
РЛС с синтезированием апертуры предназначена для работы в любых погодных условиях. В нормальном режиме работы она обеспечивает получение радиолокационного изображение местности
— Jc
с разрешением 1 м. За сутки может быть получено изображение с площади 138 000 км2 на расстоянии 200 км. В точечном режиме («spotlight» mode) съемки территории размером 2×2 км за 24 часа может быть получено более 1900 изображений с разрешением 0,3 м. В третьем режиме РЛС может сопровождать движущуюся цель, если ее скорость более 7 км/ч.
Две антенны радара (расположены по бокам в нижней части приборного отсека фюзеляжа, длина 1,21м) и необходимое электронное оборудование весом 290 кг потребляют 6 кВт электроэнергии.
Дневная электронно-оптическая цифровая камера обеспечивает получение изображений с высоким разрешением. Ее датчик сопряжен с телеобъективом с фокусным расстоянием 1750 мм. В зависимости от программы есть два режима работы: первый — сканирование полосы шириной 10 км, второй — детальное изображение территории размером 2×2 км.
Для получения ночных изображений используется ИК-камера с тем же телеобъективом, который может поворачиваться на угол 80°.
Для передачи информации потребителям могут быть использованы несколько каналов связи. По с пугни ко во му каналу скорость передачи информации составляет 50 Мбит/с. Для этих целей используется спутниковая система связи Ku-диапазона (SATCOM), диаметр антенны — 1,22 м. По прямому каналу диапазона UHF можно передавать информацию со скоростью 137 Мбит/с.
Информация направляется на наземную станцию управления полетом и на станцию управления взле — том/посадкой. В будущем пользователи, не имею-
щие связи с наземной станцией, смогут получать изображения напрямую от БПЛА.
Для повышения мобильности все наземное оборудование размещено в контейнерах или на специальных трейлерах.
И состав наземного оборудования входят: станция управления взлегом/посадкой, станция управления полетом, трейлеры с антенным оборудованием (SAT — СОМ), со спутниковой антенной и кабелями, три генератора, комплект силовой аппаратуры, двигательный стенд с двигателем, комплект запчастей, комплект для обслуживания БПЛА.
Для удобства перемещения контейнеры снабжены выдвигающимися колесами. Комплекс наземного оборудования Global Hawk может транспортироваться по
воздуху тремя военно-транспортными самолетами С-141В, двумя С-17 или одним С-5В.
В марте 2001 г. ВШІА Global Hawk ВВС США пролетел от Калифорнии вдоль Тихоокеанского побережья Мексики, Центральной Америки и части Южной Америки и вернулся назад. Для связи с самолетом использовался мексиканский сггугнпкSATMKX 5. Этот путь БПЛА проделал за 30 часов 24 минуты на высоте 19 870 м, установив тем самым рекорд продолжительности полета и высоты для беспилотников.
В апреле 2001 г. впервые в истории авиации беспилотный самолет Global Hawk пересек Тихий океан. Он взлетел с одного из аэродромов Калифорнии и приземлился в Австралии, проделав путь длиной 13 840 км на высоте 20 км за 22 часа.
За время разработки и испытаний было потеряно три Global Hawk: 29 марта 1999 г. во время испытательного полета БПЛА потерял управление и разбился ря-
Л —
дом с озером Searles Lake; 31 декабря 2001 г. руководство ВВС США сообщило, что разбился беспилотный самолет-шпион Global Hawk, не указав причину и место катастрофы; по сообщению Пентагона еще один беспилотный самолет-разведчик разбился во время выполнения боевого задания в Афганистане в июле 2002 г.
БИЛА Global Hawk находится в стадии разработки. ВМС США и военное руководство Австралии рассматривают возможности его использования для морского патрулирования. Обсуждается также создание варианта этого самолета для европейских союзников в рамках проекта Euro Hawk.
— Jc
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
Размах крыла, м……………………………………………… 35,42
Длина, м…………………………………………………………… 13,53
Высота, м…………………………………………………………… 4,62
Площадь крыла, м2…………………………………………… 250,2
Масса, кг:
пустого………………………………………………………… 4177
взлетная………………………………………………….. 11 622
топлива……………………………………………………….. 6583
Скорость максимальная, км/ч…………………………….. 639
Радиус действия, км………………………………………….. 4445
Продолжительность полета, ч…………………………………. 38
Практический потолок, м………………………………. 19 800