ГИРОСКОПИЧЕСКИЙ ИСКУССТВЕННЫЙ ГОРИЗОНТ. (АВИАГОРИЗОНТ)

Гироскопический искусственный горизонт (авиагоризонт) указы­вает положение вашего самолета относительно истинного горизонта. Для этого на лицевой стороне прибора имеется указатель в виде небольшого самолета, который следует («следит») за движениями вашего самолета, и полоска, которая всегда остается параллельной истинному горизонту, каково бы ни было положение вашего самолета.

Рис. 152.. В то время как ротор гирополукомпаса вращается в верти­кальной плоскости, ротор авиагоризонта вращается в горизонтальной пло­скости. Ротор помещается в небольшой камере, в нижней части которой имеются четыре окна В и четыре маятниковые заслонки А. Эти окна и за­слонки предназначаются для удержания оси ротора в вертикальном поло­жении. Отклонение ротора от этого положения нарушает равенство объемов струй воздуха, пропускаемого заслонками, и реакция, вызываемая этим неравномерным выходом воздуха, возвращает ротор в его нормальное по­ложение.

image142

image143

Ркс. 153.

Рис. 153 и 154. На этих рисунках изображен авиагоризонт в раз­резе. Камера с ротором подвешена в наружном кольце Кардана; воздух в камеру поступает примерно так же, как и в гирополукомпасе. Из корпуса прибора воздух отсасывается. Поступающий в камеру наружный воздух проходит через фильтр во входном отверстии корпуса, через канал, про­деланный в наружном кольце, и подводится к двум соплам. Воздух, всасы­ваемый через эти сопла, ударяется о лопатки ротора, заставляя последний быстро вращаться..

Рис. 155. Корпус авиагоризонта наглухо прикрепляется к самолету. Изображение самолета на лицевой стороне прибора (не показанное на этом рисунке) в свою очередь наглухо скреплено с корпусом прибора. Таким образом, легко понять, что изображение самолета, корпус прибора и ваш самолет двигаются вместе, тогда как полоска на лицевой стороне прибора остается нараллельной истинному горизонту, указывая вам фак­тическое положение вашего самолета.

У правого края рисунка показана неотъемлемая часть всякого гиро­скопического прибора — фильтр, задерживающий пыль. На авиагоризонт пыль не оказывает сколько-нибудь значительного влияния, но другие гиро­скопические приборы страдают от пыли, и защита их подшипников от попадания в них пыли имеет громадное значение.

Поводок

 

Указатель

горизонта

 

Цапфа и

подшипник с
отверстиями
для воздуха

Маятниковая

система

 

Номера ротора

Упор для перевозки прибора

 

Авиагоризонт

(Схематический вертикальный разрез)

 

image144

Рис. 154.

Вы убедитесь на опыте, что авиагоризонт при поворотах допускает ошибку, правда, не превышающую 3—5° при развороте на 180 Эта ошибка выявляется, когда вы выравниваете самолет после разворота. Другими словами, если вы сделали разворот на 180° с креном в 30э, то, выравняв са­молет, вы увидите, что, хотя крылья изображения самолета параллельны линии искусственного горизонта, сама линия, а, следовательно, крылья вашего самолета могут составлять угол в 3—5° с истинным горизонтом. Эта ошибка в положении горизонта исправляется сама собой примерно за такое же время, какое самолет затратил на разворот. При полном раз­вороте на 360° ошибка сама собой погашается.

Бестолковый Джо говорит, что однажды во время сильной грозы он вообще потерял авиагоризонт. Если это так, то это случилось потому, что он превысил угловые пределы показаний прибора[20] и допустил крены,

image145
значительно их превосходящие. Если выйти за эти пределы, гироскоп опро­кидывается, и после приведения самолета в горизонтальное положение искусственный горизонт может оказаться смещенным на 45—50° относи­тельно каждой из своих осей. Когда самолет приведен в горизонтальное положение, гироскоп возвращается в вертикальное положение со скоро­стью около 4° в минуту. Во время нормального полета, когда пользуются авиагоризонтом, рекомендуется не допускать на разворотах крены более 45°.