ИССЛЕДОВАНИЕ МАНЕВРЕННОСТИ САМОЛЕТА
Под маневренностью самолета обычно понимают способность его быстро изменять элементы траектории, т. е. величину скорости и направление движения. Та
кое изменение можно производить как одновременно, так и раздельно. Например, при установившемся вираже изменяется только направление движения, а скорость не изменяется. Наоборот, при разгоне и торможении изменяется величина скорости, а направление движения остается неизменным.
Фиг. 14.8. Типичные записи приборов при иммельмане. |
Каждый тип самолета, в зависимости от его назначения, должен быть в состоянии производить определенные маневры. Так например, маневры тяжелых бомбардировщиков сводятся по существу к неглубоким виражам. Для пикирующих бомбардировщиков число маневров сильно возрастает: пикирование и резкий выход из него, глубокий вираж, боевой разворот и др. Особенно велико число маневров у самолета-истребителя.
Программа испытаний на маневренность должна строиться каждый раз конкретно, применительно к типу самолета и предъявляемым к нему тактико-техническим требованиям. Здесь можно только указать на наиболее важные элементарные маневры: серийный установившийся вираж, неустановившийся вираж (раз-
Фиг. 14.9. Типичные записи приборов при разгоне самолета. |
ворот на 180°), горка, боевой разворот, переворот через крыло, бочка, петля и иммельман, пикирование и выход из него, разгон и торможение.
При испытании на маневренность рекомендуется устанавливать самопишущие приборы для записи основных параметров — скорости, высоты, угловых скоростей, перегрузок, углов отклонения органов управления и усилий на них. По записям этих приборов легко оценить важнейшие параметры, характеризующие маневр и условия его выполнения: время выполнения маневра, начальную и конечную скорость и высоту, максимальные перегрузки и интенсивность выполнения маневра, усилия на органах управления и потребные углы отклонения, а также «запас» отклонений. Все эти параметры должны быть сравнены с такими
же параметрами для других типов самолетов аналогичного назначения и с тактико-техническими требованиями к данному типу самолетов.
Для иллюстрации на фиг. 14.8 представлены типичные записи приборов при выполнении иммельмана. Из этой фигуры видно, что время иммельмана равно ~19 сек., максимальная перегрузка равна 4,2, выигрыш высоты равен 330 м.
На фиг. 14.9 такие же кривые приведены для случая разгона самолета. Время разгона со скорости 340 км/час до 590 км/час
Vi
равно 18,5 сек. Обычно строят величину ———- и отыскивают вре-
мя разгона от начального значения ———— —, обусловленного ин
единице.
Нельзя указать параметры, характеризующие маневренность вообще. Для каждого маневра выбираются определенные параметры и величина их сравнивается с рекомендациями и с так- тико-техническими требованиями.