Совместимость оборудования
Разные конфигурации навигационных систем с многовариантными органами управления могут создавать проблемы, связанные с различиями как методов работы с оборудованием, так и форматов отображаемой информации. Такие проблемы могут возникать и при путанице с различными версиями программного обеспечения одного и того же оборудования. Что касается захода на посадку — многовариантность (смешивание) оборудования RNAV недопустима.
При установке на борту ВС двух и более навигационных систем необходимо, как минимум, учитывать приведенные ниже принципы совместимости, особенно для таких пилотских кабин, архитектура которых позволяет производить перекрестные подключения (например, когда к дисплею № 1 можно подключить GNSS-2).
1. Ввод данных: если на борту установлены две навигационные системы, то методы ввода данных должны быть совместимы, а алгоритмы решения основных задач — похожи. Любые отличия должны быть исследованы на предмет увеличения рабочей нагрузки на летный экипаж. Если ЛЭ допустил процедурную ошибку (например, при вводе данных, полученных от дублирующей системы, в рабочую систему), то это не должно привести к появлению ложной информации, а ошибка должна быть легко обнаружена и устранена.
2. Масштабирование индикаторов боковых отклонений (двух систем) должно быть синхронным либо об изменении масштабов должны выдаваться предупреждения.
3. Символы дисплеев и индикация режимов работы: не должно быть противоречивых символов и табло (например, один и тот же символ в разных системах не должен использоваться с различным смыслом). Отличия в символах и индикации должны быть исследованы на предмет возможности возникновения путаницы.
4. Логика режимов: режимы взаимодействующего (с навигационной системой) оборудования и его связи с другим оборудованием ВС должны быть совместимы.
5. Отказ оборудования: отказ одной из систем не должен приводить к появлению ложной информации.
6. Отображение данных: отображение основных навигационных параметров должно производиться в одних и тех же единицах измерения и с одинаковыми символами. Любое несоответствие в отображении основных навигационных параметрах (двумя системами) не может быть одобрено (сертифицировано).
7. Различия в базах данных: ввиду возможности конфликта двух баз данных любые отличия в них недопустимы.
8. Руководство по летной эксплуатации воздушного судна
(Перевод текста дан с небольшими сокращениями)
8.1. Новые или дооборудованные ВС: в РЛЭ ВС вносится, как минимум запись о том, что ВС и его оборудование, в том числе доработанное, сертифицировано по стандартам Р — RNAV либо имеют возможности RNP-1 или лучше.
Ограничиться этим можно при условии, что детальное описание установленной системы и соответствующие инструкции и процедуры ее эксплуатации содержатся в других эксплуатационных или учебных руководствах (У эксплуатантов России это РПП эксплуатанта — часть А, глава 8 "Эксплуатационные процедуры" и часть D "Подготовка персонала").
8.2. Если в других эксплуатационных или учебных руководствах нет соответствующих материалов, то соответствующие изменения и дополнения по выполнению полетов P-RNAV вносятся в следующие разделы РЛЭ ВС или Pilot’s Operating Handbook (что применяется):
— ограничения:
— процедуры нормальной эксплуатации;
— процедуры при нештатных ситуациях;
— процедуры в аварийных ситуациях;
— летно-технические характеристики.
8.3. Для эксплуатируемых ВС со штатными системами RNAV. но в РЛЭ ВС или Pilot’s Operating Handbook которых не указаны или указаны не достаточно четко возможности этих систем, эксплуатант вместо изменений и дополнений, издаваемых конструкторскими бюро, может по согласованию с уполномоченным органом воспользоваться одной из следующих альтернатив:
1) в соответствии с п. 8.1.2 представить доказательную документацию и проект Дополнения (в РЛЭ ВС или Pilot’s Operating Handbook), разработанные эксплуатантом в соответствии с указаниями п. 9.1 и в типовом формате, приводимом в Приложении Е; или
2) в соответствии с п. 8.1.2 представить доказательную документацию и предполагаемые дополнения в Эксплуатационные спецификации, которые содержат информацию, аналогичную той, которая обычно содержится в РЛЭ ВС.
8.4. Возможности систем, сертифицированных по RNP, превышают требуемые для выполнения полетов по P-RNAV. Такие системы обеспечивают более высокий уровень встроенного контроля целостности навигационной информации и обеспечивают экипажу возможность контролировать расчетную погрешность определения координат, что придает уверенность экипажу в точности работы системы. Поэтому те положения РЛЭ, в которых указано соответствие систем ВС определенным RNP, могут использоваться для подтверждения соответствия систем RNAV требуемым навигационным характеристикам в каком-либо районе полетов.