Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7

Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7 представляет собой сочетание дистанционного магнитного компаса с гирополу — компасом, что позволяет исключить недостатки как магнитного компаса (его нестабильность в показаниях курса), так и гирополу- компаса (невозможность определения курса самолета длительное время). ДГМК-7 предназначен для измерения магнитного курса и углов разворота самолета и выдачи их к потребителям

ДГМК-7 состоит из следующих основных агрегатов (рис. 200): датчика магнитного курса ПДК-3, предназначенного для опре­деления и выдачи курса на гироагрегат для его осреднения:

гнроагрегата, представляющего собой гнрополу компас, пред­назначенного для осреднения измеренного магнитным датчиком курса и выдачи его на указатель штурмана;

указателя штурмана, предназначенного для указания магнитно­го курса, устранения остаточной девиации п ввода склонения и вы­дачи инстинного курса на указатель курса летчику и в другие по­требители;

усилителя У;

двух кнопок ускоренного согласования; выключателя коррекции ВК-53РБ.

Для рассмотрения принципа работы ДГМК-7 воспользуемся его принципиальной схемой, изображенной на рис 201.

Магнитный датчик представляет собой свободно подвешенную пару магнитов, на оси вращения которой укреплены две диамет­рально расположенные щетки кругового потенциометр^ Сам по­тенциометр жестко связан с корпусом датчика и электрически соединен с круговым потенциометром гнроагрегата. Круговой по­тенциометр гироагрегата жестко укреплен на оси внешней рамки гирополукомпаса и запитывается переменным током 27 в частотой 400 гц, а щетки его соединены через редуктор и двигатель отра­ботки и укреплены на корпусе гироагрегата.

Круговые потенциометры датчика и гнроагрегата ориентирова­ны друг относительно друга так, что при их согласованном состо­янии напряжение на щетках потенциометра магнитного датчика равно нулю (рис. 201).

При изменении курса самолета щетки будут перемещаться от­носительно потенциометров на одинаковые углы, в результате че­го потенциометры останутся согласованными, но в их соединитель­ных проводах произойдет перераспределение токов. Это приведет к тому, что электромагнитный поток, создаваемый этими токами,
в статорной обмотке сельсина указателя штурмана повернется на угол, равный изменению курса, и станет наводить э. д. с. в обмот­ке ротора сельсина. Снятый с обмотки ротора сельсина электриче­ский сигнал после усиления поступает на управляющую обмотку двигателя отработки, который, отрабатывая ротор сельсина до ис­чезновения на его обмотке сигнала, развернет стрелку указателя штурмана на угол, равный изменению курса. Таким образом, при изменении курса самолета стрелка указателя штурмана все время будет показывать текущий курс самолета.

Гироскоп гирополукомпаса в азимуте не корректируется. По­этому при его уходе потенциометр гироагрегата будет рассогласо­вываться с потенциометром магнитного датчика, на щетках кото­рого появится разность напряжений. Эта разность напряжений,

Подпись: Рис. 201. Схема соединения круговых потенциометров датчика и гироагрегата ДГМК-7

Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7

усиленная в усилителе поступает на управляющую обмотку двигателя согласования потенциометров, кото­рый начнет вращать через редуктор щетки потенциометра гироагрегата до тех нор, пока потенциометры магнитного датчика и гироагрегата не согласуются. При этом перерасп­ределения токов в соединительных проводах не произойдет, т. е. пока­зания курса будут неизменными. Здесь происходит отработка ухода оси гироскопа гироагрегата в ази­муте, т. е. учет его видимого дви­жения в горизонтальной плоскости.

Дистанционный гиромагнитный компас ДГМК-7

Рис. 202. Кинематическая схема указателя штурмана УШМ;

/ — стрелка; 2—кремальера; 3 — зубчатый сектор; 4. 5. 6, 9, /5 —оси; 7 — рычаг: 8 — ролик; 10— магнесин-датчик; 11 — потенциометрический датчик;

12—сельсин-приемник; 13, 14, 17. 18, 19 — шестерни; 15 — малоинерционный

двигатель ДИД; 20 — каретка; 21 — планка; 22—поводок; 23, 24 — тяги;

25 — лекальная лента; 26 — девиационные вииты, 27 — шкала неисправленного

курса

В полете магниты магнитного датчика могут колебаться. Это будет приводить к колебаниям стрелок указателей курса (будет наблюдаться нестабильность показаний). Для устранения этого недо­статка, т. е. для сглаживания показаний курса, передаточное отно­шение редуктора гироагрегата выбирается очень большим (поряд­ка 79 000—12 000). Благодаря этому колебания магнитов датчика, т. е. периодические рассогласования потенциометров, отрабаты­ваться будут с очень малой скоростью, достаточной лишь для со­гласования потенциометров при уходе гироскопа в азимуте, и ко­лебания стрелок указателей курса наблюдаться не будут. В этом и заключается сущность сглаживания (осреднения) измеряемого магнитным датчиком курса самолета.

При таком большом передаточном отношении редуктора гнро — агрегата рассогласование потенциометров, которое может дости­гать в момент запуска компаса значительной величины, отрабаты­ваться будет очень долго. Поэтому в компасе предусмотрены ме­ры ускоренного согласования. При нажатии кнопки К ускоренного согласования, срабатывает соленоид С и переводит редуктор с большого передаточного отношения на малое и скорость согласо-

вання с 1,5—4,5 град /мин переключается на скорость не менее 16 граді сек.

Указатель штурмана указывает истинный курс и углы разво­рота самолета, кроме того, он позволяет определить неисправлен­ный курс. Наряду с этим указатель штурмана содержит датчики истинного курса и углов разворота для повторителей и других по­требителей на самолете.

На рис. 202 изображена кинематическая схема указателя штур­мана УШМ.

Напряжение рассогласования между потенциометром гироагре­гата и сельсин-приемником 12, возникшее на роторной обмотке по­следнего, после усиления приводит во вращение ось малоинерци­онного двигателя (ДИД) 15. Через шестерни 17, 18 и 19 вращение передается каретке 20, которая посредством тяги 23 вращает стрел­ку 1, а посредством тяги 24 и зубчатого сектора 3 — шкалу неисп­равленного курса 27. Вращение, кроме того, передается на ротор магпеснн-датчика 10, щетки потенциометрического датчика 11 (по средством шестерни 19), рычаг 7 с роликом 8 (посредством повод­ка 22) и ротор сельсин-приемника 12 (посредством зубчатого сек­тора 3, шестерен 13 и 14).

После отработки ДИД 15 ротора сельсин-приемника в нулевое положение на этот же угол будут повернуты стрелки 1 и шкала 27. Против стрелки 1 по наружной шкале отсчитывается истинный курс самолета, а против индекса в окошечке по шкале 27 — неисп­равленный магнитный курс.

Исправление его производится на девиацию и магнитное скло­нение.

Рассмотрим более подробно метод устранения остаточной деви­ации инструментальных погрешностей и ввод поправки на магнит­ное склонение.

Остаточная девиация и инструментальные погрешности устра­няются в указателе штурмана на 24 курсах 0,15, 30, 45° и т. д. с помощью лекального устройства.

Лекальное устройство состоит из тонкой гибкой ленты 25, ук­репленной в хомутиках на винтах 26, выведенных на лицевую часть указателя штурмана. Винты расположены против делений шкалы курсов соответственно 0,15, 30° и т. д. По ленте при изменении кур­са самолета катится ролик 8, связанный кинематически с ротором сельсина и шкалой компасных курсов (видна в окошечке шкалы).

Установив самолет на один из заданных курсов, сверяют пока­зания компаса и, если они не равны заданному курсу, то с помо­щью отвертки поворачивают винт лекального устройства, распо­ложенный против стрелки курсов, до тех пор, пока показания компаса не станут равны заданному курсу. Так поступают после­довательно на каждом курсе 0,15, 30° и т. д.

При вращении винтов 26 лекального устройства происходит изгиб ленты 25, воспроизводящей график поправок на остаточную девиацию и инструментальные погрешности. При изменении са­молетом курса ролик, катясь по ленте, будет повторять ее изгиб. 212

При этом его движения относительно фланца будут передаваться на ротор и шкалу компасных курсов. В результате поворота ро­тора сельсина в его обмотке будет наводиться э. д. с., которая после усиления, поступит на управляющую обмотку двигателя отработки; двигатель отработки начнет отрабатывать этот сиг­нал рассогласования, одновременно вводя поправку в показания курса и возвращая в исходное положение шкалу компасных кур­сов. Выдача магнитных курсов на повторители и к потребителям производится с помощью магнесинного датчика 10 и кругового потенциометра 11.

Ввод поправки на магнитное склонение производится кремаль­ерой 2 по шкале магнитных склонений, нанесенной на фланце ука­зателя штурмана. При вращении кремальеры поворачивается относительно стрелки шкала магнитных курсов, статор датчика магнесина и щетки кругового потенциометра на величину магнит­ного склонения, в результате по шкале прочтем истинный курс, а датчики курса выдадут на повторители и к потребителям так­же истинный курс.

Выключение коррекции на виражах производится выключа­телем коррекции ВК-53РБ. При установившейся угловой скоро­сти разворота, большей чем 0,3 град/мин, ВК-53РБ подает сигнал на реле, расположенные в гироагрегате, которое, срабатывая, раз­рывает цепь согласования потенциометров и цепь горизонтальной коррекции гироскопа. При этом ДГМК-7 переходит в режим ра­боты ГПК-

Основными техническими характеристиками ДГМК-7 являются: погрешность в определении истинного курса:

а) по указателю штурмана ±1°;

б) по повторителям ±4°;

виражная погрешность в процессе разворота с креном 30° и угловой скоростью 1—1,5 град! сек не более 10°; время готовности компаса не более 3 мин; скорость согласования магнитного датчика с указателями курса;

при нормальном согласовании 1,5—4,5 град/мин; при ускоренном согласовании—12—16 град/сек; потребляемая мощность;

а) по постоянному току 250 вт;

б) по переменному току 110 во; общий вес агрегатов компаса 17,5 кг.