АВТОМАТИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ПОЛЕТОМ

Глава 9

СТАБИЛИЗАЦИЯИУПРАВЛЕНИЕУГЛОВЫМ ПОЛОЖЕНИЕМ

Задача автоматического управления угловым положением самолета является одной из основных задач, возникающих при пилотировании. Исторически эта задача ставилась и решалась даже раньше, чем задача автоматического демпфирования и улучшения устойчивости и управляе­мости самолета. Поэтому автоматические средства управления угловым положением самолета-автопилоты стали прообразами современных сис­тем автоматического управления полетом. Автоматическое управление угловым положением осуществляется путем отклонения рулей при появле­нии рассогласований между текущими и требуемыми значениями угловых параметров положения самолета.

Благоприятное влияние автоматики на процесс управления самолетом проявляется в улучшении качества переходных процессов возвращения самолета к исходному режиму по угловым параметрам после непроизволь­ного отклонения под действием внешних возмущений. Так осуществляется автоматическая стабилизация углового положения самолета. Кроме того, автоматика помогает пилоту улучшить качество переходных процессов вывода самолета на новый режим полета по угловым параметрам после целенаправленного воздействия пилота на соответствующие органы управ­ления. Так осуществляется автоматическое управление угловым поло­жением самолета.

При автоматическом управлении угловым положением самолета прихо­дится решать три взаимосвязанные задачи управления углами тангажа, крена и курса. Соответственно различают три основных вида средств автоматического управления угловым положением самолета: автопилоты угла тангажа, автопилоты угла крена и автопилоты курса. В последнее время задача автоматического управления углом тангажа часто решается совместно с задачей автоматического управления нормальной перегрузкой. Поэтому автопилоты нормальной перегрузки целесообразно также отнести к средствам автоматического управления угловым положением самолета.

В современных системах автоматического управления автопилоты присутствуют либо в виде самостоятельных подсистем, либо в виде соответствующих режимов системы. Поэтому в дальнейшем под авто­пилотом будем понимать либо автономное средство, реализующее авто­матическое управление угловым положением самолета, либо систему автоматического управления, работающую в режиме управления угловым положением.

266