РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНТРАНСА РФ ПО ВОПРОСУ P-RNAV

О введении в действие Рекомендаций по подготовке воздушных судов
и эксплуатантов гражданской авиации России к полетам в системе точной
зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе по требованиям RNP1

Распоряжение МТ РФ от 04.02.03 № НА-21-р

С целью обеспечения выполнения требований самолетовождения в условиях точной зональной навигации и в соответствии с решением Европейской конференции гражданской авиации об обязательном оснащении воздушных судов оборудованием точной зональной на­вигации P-RNAV для полетов в отдельных аэроузловых зонах в назначенном воздушном пространстве Европы с марта 2003 г., ПРЕДЛАГАЮ:

1. Ввести в действие Рекомендации по подготовке воздушных судов и эксплуатантов граясданской авиации России к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе по требованиям R. NP1 (приложение к настоящему распоряжению).

2. Департаменту поддержания летной годности гражданских воздушных судов и тех­нического развития гражданской авиации совместно с ГосНИИ "Аэронавигация" организо­вать работы по анализу и оценке соответствия навигационных характеристик эксплуатируе­мых типов и групп воздушных судов с одинаковым составом навигационного оборудования нормативным требованиям по обеспечению полетов в системе точной зональной навигации P-RNAV и подготовке соответствующих заключений.

3. Начальнику Управления государственного надзора за безопасностью полетов, руко­водителю Департамента летных стандартов оформлять допуск заявленных эксплуатантами воздушных судов к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в установлен­ном порядке.

4. Рекомендовать руководителям авиапредприятий, авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда в Европейском регионе, организовать изучение вводимого документа, обес­печить подготовку воздушных судов и их экипажей к полетам, а также получение допуска для полетов в установленном порядке.

5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации.

Первый заместитель Министра А. В. Нерадько

Данное Приложение авторы представили без каких-либо правок по оформлению и содержанию.

Приложение к распоряжению Минтранса России от 04 февраля 2003 г. № НА-21-р

РЕКОМЕНДАЦИИ

по подготовке воздушных судов и эксплуатантов гражданской авиации России
к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV
в Европейском регионе по требованиям RNP1

ВВЕДЕНИЕ

Основной целью данного Руководства является установление порядка по выполнению основных требований по допуску гражданских воздушных судов России к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе при действии нормативов RNP1.

В Руководстве также приведены требования к функциям, которые должны быть реали­зованы бортовой системой P-RNAV, требования к эксплуатации этих систем и их аэронави­гационному обеспечен ию.

Процедуры точной зональной навигации P-RNAV в районе аэродрома являются дальнейшим: развитием концепции применения зональной навигации в Европейском регионе. Их введение является необходимым промежуточным шагом на пути увеличения пропускной способности воздушного пространства и достижения преимуществ, обусловленных гибко­стью задаваемых маршрутов движения ВС.

Государства — члены Европейской комиссии по вопросам гражданской авиации (ЕКГА) приняли решение об обязательном оснащении воздушных судов оборудованием точной зо­нальной навигации P-RNAV, навигационная точность которого отвечает требованиям RNP1 для полетов в назначенном воздушном пространстве в Европе, планируемого в отдельных аэроузловых зонах с марта 2003 года. Ожидается, что процедуры P-RNAv будут постепенно заменяться на процедуры RNP-RNAV, введение которых ожидается примерно с 2005 года и которые, в отличие от процедур P-RNAV, будут оговаривать все аспекты требуемых навига­ционных характеристик (RNP) в соответствии с документами ИКАО 9613 и 9650, а не только требований выдерживания заданных линий положения.

Концепция требуемых навигационных характеристик RNP — новый, прогрессивный способ формулирования требований к навигационным характеристикам, которым должно удовлетворять воздушное судно в пределах некоторого района воздушного пространства в течение как минимум 95% времени полета.

RNP для маршрутных полетов определяется как "уровенв точности навигации, необхо­димый в рамках заданного воздушного пространства" и предусматривает возможность ис­пользования на воздушном судне различных навигационных систем. При этом должны обес­печиваться требуемые характеристики целостности, непрерывности.

Требования RNP должны удовлетворяться также при выполнении полетов в системе зональной навигации RNAV, т. е. при выполнении полетов по любой желаемой линии пути в пределах зоны действия радионавигационных средств или в пределах возможностей авто­номных средств, или совместного использования этих средств.

Настоящий документ содержит как функциональные и эксплуатационные требования, соответствующие публикациям Евроконтроля по принципам разработки зональных процедур в районе аэродрома при их использовании для выполнения процедур P-RNAV, так и основ­ные положения и требования в отношении одобрения технических характеристик систем зо­нальной навигации к их использования для выполнения процедур RNP1-RNAV.

При этом в настоящем документе разработаны унифицированные процедуры получения одобрения на выполнение полетов в системе P-RNAV. Уточненные функциональные и экс­плуатационные требования в процедурах RNP1-RNAV планируется оформить Приложением к данному документу по завершению разработки соответствующих нормативных докумен­тов Евроконтролем, ЕКГА и JAA.

Разрешение на выполнение полетов в системе P-RNAV (RNP1 — RNAV) .выдается госу­дарством эксплуатакта ВС с подтверждением наличия на ВС оборудования, возможности которого соответствуют RNP1, при этом выполняются соответствующие функциональные и эксплуатационные требования P-RNAV (RNP1-RNAV).

Разрешение должно выдаваться каждому отдельному эксплуатанту, а также типу воздушных судов с одинаковым составом навигационного оборудования.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Зональная навигация RNAV — метод навигации, который позволяет воздушному судну выполнять полет по любой желаемой линии пути в пределах зоны действия радионавигаци­онных средств или в пределах возможностей автономных средств, или совместного исполь­зования этих средств.

Зональная навигация RNP1 RNAV — навигация с применением основных средств зональ­ной навигации в соответствии с требованием RNP1, т. е. не менее 95% полетного времени ВС должно находиться в пределах ±1.0 м. мили от заданной линии пути (стандарт EUROCON­TROL).

Оборудование RNAV — комплекс навигационного оборудования, используемого для обеспечения полетов в системе зональной навигации.

Точность — степень соответствия расчетного, измеренного или желаемого местополо­жения в данный момент от его истинного местоположения.

Удерживание — группа взаимосвязанных параметров, используемых для определения характеристик RNP RNAV навигационной системы. Этими параметрами являются целост­ность, непрерывность и регион удерживания.

Целостность удерживания — степень достоверности местоположения, выраженного в виде вероятности того, что система определит и оповестит о состоянии, когда обшая по­грешность системы (TSE) больше, чем предел бокового удерживания (удвоенная величина RNP). Целостность удерживания определяется максимальной допустимой вероятностью со­бытия, при котором TSE больше предела удерживания и это состояние не выявлено.

Непрерывность удерживания — способность всей системы соответствовать требованию целостности удерживания без незапланированных перерывов в предполагаемой работе (пол­ной утраты навигационной способности к RNP RNAV; отказе системы, предупреждающей об утрате навигационной способности к RNP RNAV; ложном оповещении об утрате такой навигационной способности при удовлетворительной работе системы).

Регион удерживания — регион с центром на желаемой траектории, на который заданы целостность и непрерывность удерживания. В настоящем документе устанавливаются только требования по удерживанию в поперечном плане, которые определяются боковым пределом удерживания.