РАСПОРЯЖЕНИЕ МИНТРАНСА РФ ПО ВОПРОСУ P-RNAV
О введении в действие Рекомендаций по подготовке воздушных судов
и эксплуатантов гражданской авиации России к полетам в системе точной
зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе по требованиям RNP1
Распоряжение МТ РФ от 04.02.03 № НА-21-р
С целью обеспечения выполнения требований самолетовождения в условиях точной зональной навигации и в соответствии с решением Европейской конференции гражданской авиации об обязательном оснащении воздушных судов оборудованием точной зональной навигации P-RNAV для полетов в отдельных аэроузловых зонах в назначенном воздушном пространстве Европы с марта 2003 г., ПРЕДЛАГАЮ:
1. Ввести в действие Рекомендации по подготовке воздушных судов и эксплуатантов граясданской авиации России к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе по требованиям R. NP1 (приложение к настоящему распоряжению).
2. Департаменту поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации совместно с ГосНИИ "Аэронавигация" организовать работы по анализу и оценке соответствия навигационных характеристик эксплуатируемых типов и групп воздушных судов с одинаковым составом навигационного оборудования нормативным требованиям по обеспечению полетов в системе точной зональной навигации P-RNAV и подготовке соответствующих заключений.
3. Начальнику Управления государственного надзора за безопасностью полетов, руководителю Департамента летных стандартов оформлять допуск заявленных эксплуатантами воздушных судов к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в установленном порядке.
4. Рекомендовать руководителям авиапредприятий, авиакомпаний, эксплуатирующих воздушные суда в Европейском регионе, организовать изучение вводимого документа, обеспечить подготовку воздушных судов и их экипажей к полетам, а также получение допуска для полетов в установленном порядке.
5. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на руководителя Департамента поддержания летной годности гражданских воздушных судов и технического развития гражданской авиации.
Первый заместитель Министра А. В. Нерадько
Данное Приложение авторы представили без каких-либо правок по оформлению и содержанию.
Приложение к распоряжению Минтранса России от 04 февраля 2003 г. № НА-21-р
по подготовке воздушных судов и эксплуатантов гражданской авиации России
к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV
в Европейском регионе по требованиям RNP1
Основной целью данного Руководства является установление порядка по выполнению основных требований по допуску гражданских воздушных судов России к полетам в системе точной зональной навигации P-RNAV в Европейском регионе при действии нормативов RNP1.
В Руководстве также приведены требования к функциям, которые должны быть реализованы бортовой системой P-RNAV, требования к эксплуатации этих систем и их аэронавигационному обеспечен ию.
Процедуры точной зональной навигации P-RNAV в районе аэродрома являются дальнейшим: развитием концепции применения зональной навигации в Европейском регионе. Их введение является необходимым промежуточным шагом на пути увеличения пропускной способности воздушного пространства и достижения преимуществ, обусловленных гибкостью задаваемых маршрутов движения ВС.
Государства — члены Европейской комиссии по вопросам гражданской авиации (ЕКГА) приняли решение об обязательном оснащении воздушных судов оборудованием точной зональной навигации P-RNAV, навигационная точность которого отвечает требованиям RNP1 для полетов в назначенном воздушном пространстве в Европе, планируемого в отдельных аэроузловых зонах с марта 2003 года. Ожидается, что процедуры P-RNAv будут постепенно заменяться на процедуры RNP-RNAV, введение которых ожидается примерно с 2005 года и которые, в отличие от процедур P-RNAV, будут оговаривать все аспекты требуемых навигационных характеристик (RNP) в соответствии с документами ИКАО 9613 и 9650, а не только требований выдерживания заданных линий положения.
Концепция требуемых навигационных характеристик RNP — новый, прогрессивный способ формулирования требований к навигационным характеристикам, которым должно удовлетворять воздушное судно в пределах некоторого района воздушного пространства в течение как минимум 95% времени полета.
RNP для маршрутных полетов определяется как "уровенв точности навигации, необходимый в рамках заданного воздушного пространства" и предусматривает возможность использования на воздушном судне различных навигационных систем. При этом должны обеспечиваться требуемые характеристики целостности, непрерывности.
Требования RNP должны удовлетворяться также при выполнении полетов в системе зональной навигации RNAV, т. е. при выполнении полетов по любой желаемой линии пути в пределах зоны действия радионавигационных средств или в пределах возможностей автономных средств, или совместного использования этих средств.
Настоящий документ содержит как функциональные и эксплуатационные требования, соответствующие публикациям Евроконтроля по принципам разработки зональных процедур в районе аэродрома при их использовании для выполнения процедур P-RNAV, так и основные положения и требования в отношении одобрения технических характеристик систем зональной навигации к их использования для выполнения процедур RNP1-RNAV.
При этом в настоящем документе разработаны унифицированные процедуры получения одобрения на выполнение полетов в системе P-RNAV. Уточненные функциональные и эксплуатационные требования в процедурах RNP1-RNAV планируется оформить Приложением к данному документу по завершению разработки соответствующих нормативных документов Евроконтролем, ЕКГА и JAA.
Разрешение на выполнение полетов в системе P-RNAV (RNP1 — RNAV) .выдается государством эксплуатакта ВС с подтверждением наличия на ВС оборудования, возможности которого соответствуют RNP1, при этом выполняются соответствующие функциональные и эксплуатационные требования P-RNAV (RNP1-RNAV).
Разрешение должно выдаваться каждому отдельному эксплуатанту, а также типу воздушных судов с одинаковым составом навигационного оборудования.
Зональная навигация RNAV — метод навигации, который позволяет воздушному судну выполнять полет по любой желаемой линии пути в пределах зоны действия радионавигационных средств или в пределах возможностей автономных средств, или совместного использования этих средств.
Зональная навигация RNP1 RNAV — навигация с применением основных средств зональной навигации в соответствии с требованием RNP1, т. е. не менее 95% полетного времени ВС должно находиться в пределах ±1.0 м. мили от заданной линии пути (стандарт EUROCONTROL).
Оборудование RNAV — комплекс навигационного оборудования, используемого для обеспечения полетов в системе зональной навигации.
Точность — степень соответствия расчетного, измеренного или желаемого местоположения в данный момент от его истинного местоположения.
Удерживание — группа взаимосвязанных параметров, используемых для определения характеристик RNP RNAV навигационной системы. Этими параметрами являются целостность, непрерывность и регион удерживания.
Целостность удерживания — степень достоверности местоположения, выраженного в виде вероятности того, что система определит и оповестит о состоянии, когда обшая погрешность системы (TSE) больше, чем предел бокового удерживания (удвоенная величина RNP). Целостность удерживания определяется максимальной допустимой вероятностью события, при котором TSE больше предела удерживания и это состояние не выявлено.
Непрерывность удерживания — способность всей системы соответствовать требованию целостности удерживания без незапланированных перерывов в предполагаемой работе (полной утраты навигационной способности к RNP RNAV; отказе системы, предупреждающей об утрате навигационной способности к RNP RNAV; ложном оповещении об утрате такой навигационной способности при удовлетворительной работе системы).
Регион удерживания — регион с центром на желаемой траектории, на который заданы целостность и непрерывность удерживания. В настоящем документе устанавливаются только требования по удерживанию в поперечном плане, которые определяются боковым пределом удерживания.