Ударные беспилотные и дистанционно-управляемые іетательньїе аппараты
Комиссия УМС РККА после изучения соответствующих материалов рекомендовала продолжить разработку проектов последующим направлениям:
— дальнобойная планирующая безмоторная торпеда с дальностью действия 30-50 км — ДПТ, кодовое обозначение “Волк’*,
— летающая торпеда дальнего действия, оборудованная авиационным мотором или ракетным дви- I ателем для полета (стрельбы) на дальность 100-200 ки чометров и более — ЛТДД;
— безмоторная планирующая торпеда на жестком буксире БМІІ (буксируемый минный планер), кодовое обозначение “Вепрь”
Одновременно с этими разработками в Ленинграде в Электро-фи- зическом институте был разрабо тан и проверен на практических образцах метод управления посредством оптической системы инфракрасным лучом системы наведения планирующей торпеды.
Реализация проекта ПТ началась в 1933 году с изготовления моделей планирующих торпед в масштабах 1:10, 1:4 и испытаний их в натурных условиях при сбросе с самолетов — носителей.
Осконбюро, преобразованное позднее в КБ-21 (ОКБ-21), разработало и изготовило автоматы системы управления для ПТ. Работы по созданию комплексов аппаратуры ПТ и управленню торпедными катерами велись под руководством начальника первого отдела ОКБ М П Скобин — ского.
Планерная мастерская Ленинградского областного совета Осоавиа — хима в 1934 году изготовила планер ПТ конструкции Н. Г.Михельсона. По результатам выполненных работ в 1935 году был произведен заказ на изготовление ПТ по тактико-техническим требованиям УМС РККА и вспомогательных средств их использования. Авиационная часть ПТ — планер ПСИ, система подвески под самолет-носитель — разрабатывалась в ОКБ ленинградского завода N23, система управления и наведения (шифр “Квант”) — НИИ-10 НКОП под руководством А. Ф.Шорина После проведения буксировочных испытаний планеров ПСН-1 до отрывных скоростей (95-100 км/ч) за самолетом КР-6 проводились летные испытания, в которых было задействовано два самолета-носителя ТБ-3 с двигателями М-17, оборудованных подкрыльными
НЄБСКИЙ БАСТИОН
держателями ПТ. Самолет — буксировщик Р-5 использовался для контрольных буксировок планера ПСН-1 в полете без отцепления. Испытания были завершены в 1936 году. Попутно исследовались проблемы повторного использования планера-носителя торпеды. Отрабатывалась схема приема носителя торпеты на самолет — авиаматку, позднее рассматривались варианты 11Т с мотором, превращающим ее в подвесной самолет-торпедоносец многоразового использования.
На этапе испытаний опытные образцы ПТ имели кабину для “конт-
___________________________ Ударные
рольного" пилота, которыйвел наблю — дение за действиями автопилота и автоматики, но без необходимости не вмешивался в их действия. После отработки автоматики и системы наведения на серийных аппаратах кабину пилота предполагалось убрать. Дополнительно рассматривался пилотируемый вариант ПТ с визуальным наведением на цель, который после сброса боевого заряда (торпеды) и увода пилотом от цели должен был совершать посадку на воду. Планер со сброшеннымикрыльямипревращался в катер с подвесным мотором и “малым ходом” шел на базу или к своему кораблю. В качестве боевой нагрузки предполагалось использовать и само — разгружающиеся контейнеры для бомб малого калибра, выполненные в габаритах торпеды.
Дальнейшие работы по ПТ были приостановлены в связи с приказом о ликвидации опытно-экспериментальной базы и ОКБ-21, его слиянием с Остехбюро и переводом на завод№379. В июне 1937 года “реорганизация” дошла идо Остехбюро — организация с изменениями в составе сотрудников переименована в Остехуправление НКОП.
Во многом события по прекращению и возобновлению работ в 1937- 1939 годах связаны с проведением репрессивных мероприятий в отношении ведущих сотрудников ОТБ и смежных организаций. Арест по обвинению в шпионаже и последующий расстрел (8 февраля 1938 года) В. И.Бекаури — ведущего конструктора отечественных управляемых по радио систем вооружения, арест Р. Г.Нирен — берга (умер в тюрьме 5 февраля 1939 года) — начальника Осконбюро УВ РККА, и ряда других ведущих конструкторов существенно замедлили работы по телемеханическим системам управления49.
После возобновления работпо планирующим торпедам и планерам — торпедоносцам в марте 1938 года в соответствии с приказом НКОП и НК ВМФ проводились испытания отремонтированных и модернизированных планеров выпуска 1936 года. В 1939 году предполагалось проведение испытаний нового варианта ПТ с модифицированной подвеской к самолету ТБ-3 с возможностью последующего ее переноса на самолет ТБ-7.
В качестве боевой нагрузки (подвески) ПТ рассматривались и испытывались:
— фугасная авиабомба ФАБ-1000 (летные испытания планера прово-
На самолете-носителе на специальной поворотной раме монтировалась система наведения ПТ “Квант” с тремя прожекторами.
Для создаваемых скоростных вариантов ПТ (ПСН-2) было принято решение использовать радиоуправление. Отработка перспективной системы управления “Изумруд” проводилась на переоборудованном истребителе И-16.
В эскизном проекте ПСН-2 предлагались варианты: двухбалочный; фюзеляжный с закапотированной боевой нагрузкой; с уменьшенными габаритами. В качестве носителя
Планер ППТ
— боевой
вариант,
проект завода
N23, конец
1939 года
первоначально рассматривался самолет ТБ-3, в дальнейшем предполагалось перейти к ДБ-3. В 1939 году для проведения испытаний предполагалось получить в качестве самолета — носителя тяжелый бомбардировщик АНТ-42 (ТБ-7).
Первый двухпоплавковый планер — моноплан ПСН-2 (ДПТ) конструкции В. В.Никитина, назначенного главным конструктором вместо репрессированного Н. Г.Михельсона, был построен в конце 1939 года80 81.
Кабина, находившаяся в носовой части планера, предусматривалась только на опытных экземплярах.
Планер ПСН-2 испытывался в июне 1940 года на буксире за гидросамолетом МБР-2 до скорости 100-110 км/ч без подлета и на скорости до 125 км/ч с подлетом (с отрывом от воды), позднее были выполнены полеты на буксире. В 1940 году принято решение о создании учебного центра для подготовки специалистов по обслуживанию и применению в войсках ПСН, на заводе №23 шла подготовка к серийному выпуску планеров.
В КБ завода №23 (ОКО завода №23) прорабатывались проекты планирующих торпед с несущей* системой типа “летающее крыло” в двух вариантах: пилотируемый — тренировочно-пристрелочный с полным комплектом автоматики (ППТ) и беспилотный с полным комплектом автоматики (БПТ). Пилотируемый вариант — ППТ — предполагалось оснащать поплавками для обеспечения посадки на воду и возможности повторного использования®1-81.
К началу 1940 года был представлен проект беспилотной летающей торпеды ППТ (подвесной планер торпедоносец). Боевой вариант пла — нера-бесхвостки с дальностью полета свыше 100 км и скоростью полета до 700 км/ч оснащался автоматикой для обеспечения выполнения боевой задачи. В качестве самолета-носителя рассматривался дальний бомбардировщик ДБ-3. Однако 19 июля 1940
года приказом наркома ВМФ все работы по направлению ПТ были прекращены*’.
В развитие проектов планирующих торпед С. Ф.Валк в 1940 году предложил создать беспилотный летательный аппарат для сброса бомб малого калибра и зажш ательных капсул. Легаїельнмн аппарат традиционной “самолетной" компоновочной схемы в цсиїралмюй части фюзеляжа оснащался вращающимся вокруг продольной оси отсеком, разделенным переборками на тесть секторов. При пролете над целью открывались створки бомболюка и сбрасывались бомбы из нижнего сектора. Весом ос і авшихся бомб о і сек доворачивался, сброс бомб производился из следующего сектора из, д. до полного сброса бомбовой нагрузки. Предложенная консірукиня позволяла осуществлять равномерное накрытие бомбами площадных и протяженных целей практически без изменения положения цеп гра тяжести аппарата.
С П Королев, работая в ЦКБ-29, в августе 1941 года предложил создать для вооружения самолстов-бомбар- тпровшнков (фронтовой бомбардировщик тина “103”) крылатые авнаторпеды А 1 со стартовой массой около 200 кг. Авиа торпеды, оснащенные жидкостным и пт прямоточным ракетным твпгатслсм. должны были нмсіь дальность полета около 65 километров.