Ударные беспилотные и дистанционно-управляемые іетательньїе аппараты

Комиссия УМС РККА после изу­чения соответствующих материалов рекомендовала продолжить разра­ботку проектов последующим направ­лениям:

— дальнобойная планирующая безмоторная торпеда с дальностью действия 30-50 км — ДПТ, кодовое обозначение “Волк’*,

— летающая торпеда дальнего действия, оборудованная авиаци­онным мотором или ракетным дви- I ателем для полета (стрельбы) на дальность 100-200 ки чометров и более — ЛТДД;

— безмоторная планирующая тор­педа на жестком буксире БМІІ (букси­руемый минный планер), кодовое обозначение “Вепрь”

Одновременно с этими разработ­ками в Ленинграде в Электро-фи- зическом институте был разрабо тан и проверен на практических образцах метод управления посредством опти­ческой системы инфракрасным лучом системы наведения планирующей торпеды.

Реализация проекта ПТ началась в 1933 году с изготовления моделей планирующих торпед в масштабах 1:10, 1:4 и испытаний их в натурных условиях при сбросе с самолетов — носителей.

Осконбюро, преобразованное позднее в КБ-21 (ОКБ-21), разрабо­тало и изготовило автоматы системы управления для ПТ. Работы по созда­нию комплексов аппаратуры ПТ и управленню торпедными катерами велись под руководством начальника первого отдела ОКБ М П Скобин — ского.

Планерная мастерская Ленин­градского областного совета Осоавиа — хима в 1934 году изготовила планер ПТ конструкции Н. Г.Михельсона. По результатам выполненных работ в 1935 году был произведен заказ на изго­товление ПТ по тактико-техническим требованиям УМС РККА и вспо­могательных средств их исполь­зования. Авиационная часть ПТ — планер ПСИ, система подвески под самолет-носитель — разрабатывалась в ОКБ ленинградского завода N23, система управления и наведения (шифр “Квант”) — НИИ-10 НКОП под руко­водством А. Ф.Шорина После прове­дения буксировочных испытаний планеров ПСН-1 до отрывных ско­ростей (95-100 км/ч) за самолетом КР-6 проводились летные испытания, в которых было задействовано два самолета-носителя ТБ-3 с двигателями М-17, оборудованных подкрыльными

НЄБСКИЙ БАСТИОН

Подпись: поплавковым шасси, беспилотный вариант ПТ. фюзеляжный вариант ПТ. двухбалочный вариант ПТ

Подпись:

держателями ПТ. Самолет — буксиров­щик Р-5 использовался для конт­рольных буксировок планера ПСН-1 в полете без отцепления. Испытания были завершены в 1936 году. Попутно исследовались проблемы повторного использования планера-носителя торпеды. Отрабатывалась схема при­ема носителя торпеты на самолет — авиаматку, позднее рассматривались варианты 11Т с мотором, превраща­ющим ее в подвесной самолет-торпе­доносец многоразового использо­вания.

На этапе испытаний опытные образцы ПТ имели кабину для “конт-

Подпись: дились с использованием массо- габаритного макета бомбы); - авиационная торпеда ФТ-450; Подпись:Ударные беспилотные и дистанционно-управляемые іетательньїе аппаратыПодпись: - зажигательный авиабак (ЗАБ-1) или соизмеримое по объему и форме зарядное отделение со спецсоставом.

___________________________ Ударные

рольного" пилота, которыйвел наблю — дение за действиями автопилота и автоматики, но без необходимости не вмешивался в их действия. После отработки автоматики и системы наведения на серийных аппаратах кабину пилота предполагалось убрать. Дополнительно рассматривался пило­тируемый вариант ПТ с визуальным наведением на цель, который после сброса боевого заряда (торпеды) и увода пилотом от цели должен был совершать посадку на воду. Планер со сброшеннымикрыльямипревращался в катер с подвесным мотором и “малым ходом” шел на базу или к своему кораблю. В качестве боевой нагрузки предполагалось использовать и само — разгружающиеся контейнеры для бомб малого калибра, выполненные в габаритах торпеды.

Дальнейшие работы по ПТ были приостановлены в связи с приказом о ликвидации опытно-эксперименталь­ной базы и ОКБ-21, его слиянием с Остехбюро и переводом на завод№379. В июне 1937 года “реорганизация” дошла идо Остехбюро — организация с изменениями в составе сотрудников переименована в Остехуправление НКОП.

Во многом события по прекра­щению и возобновлению работ в 1937- 1939 годах связаны с проведением репрессивных мероприятий в отно­шении ведущих сотрудников ОТБ и смежных организаций. Арест по обвинению в шпионаже и после­дующий расстрел (8 февраля 1938 года) В. И.Бекаури — ведущего конструктора отечественных управляемых по радио систем вооружения, арест Р. Г.Нирен — берга (умер в тюрьме 5 февраля 1939 года) — начальника Осконбюро УВ РККА, и ряда других ведущих конст­рукторов существенно замедлили работы по телемеханическим системам управления49.

После возобновления работпо пла­нирующим торпедам и планерам — торпедоносцам в марте 1938 года в соответствии с приказом НКОП и НК ВМФ проводились испытания от­ремонтированных и модернизиро­ванных планеров выпуска 1936 года. В 1939 году предполагалось проведение испытаний нового варианта ПТ с модифицированной подвеской к са­молету ТБ-3 с возможностью последу­ющего ее переноса на самолет ТБ-7.

В качестве боевой нагрузки (под­вески) ПТ рассматривались и испы­тывались:

— фугасная авиабомба ФАБ-1000 (летные испытания планера прово-

Подпись: Основные характеристики планеров типа ПСН Подпись:Подпись:Ударные беспилотные и дистанционно-управляемые іетательньїе аппаратыНа самолете-носителе на специ­альной поворотной раме монти­ровалась система наведения ПТ “Квант” с тремя прожекторами.

Для создаваемых скоростных вариантов ПТ (ПСН-2) было принято решение использовать радиоуправ­ление. Отработка перспективной системы управления “Изумруд” про­водилась на переоборудованном истребителе И-16.

В эскизном проекте ПСН-2 пред­лагались варианты: двухбалочный; фюзеляжный с закапотированной боевой нагрузкой; с уменьшенными габаритами. В качестве носителя

Планер ППТ
— боевой
вариант,
проект завода
N23, конец
1939 года

первоначально рассматривался само­лет ТБ-3, в дальнейшем предпола­галось перейти к ДБ-3. В 1939 году для проведения испытаний предполага­лось получить в качестве самолета — носителя тяжелый бомбардировщик АНТ-42 (ТБ-7).

Первый двухпоплавковый планер — моноплан ПСН-2 (ДПТ) конструкции В. В.Никитина, назначенного главным конструктором вместо репрессиро­ванного Н. Г.Михельсона, был пост­роен в конце 1939 года80 81.

Кабина, находившаяся в носовой части планера, предусматривалась только на опытных экземплярах.

Планер ПСН-2 испытывался в июне 1940 года на буксире за гидроса­молетом МБР-2 до скорости 100-110 км/ч без подлета и на скорости до 125 км/ч с подлетом (с отрывом от воды), позднее были выполнены полеты на буксире. В 1940 году принято решение о создании учебного центра для под­готовки специалистов по обслужи­ванию и применению в войсках ПСН, на заводе №23 шла подготовка к серийному выпуску планеров.

В КБ завода №23 (ОКО завода №23) прорабатывались проекты плани­рующих торпед с несущей* системой типа “летающее крыло” в двух вариантах: пилотируемый — трени­ровочно-пристрелочный с полным комплектом автоматики (ППТ) и беспилотный с полным комплектом автоматики (БПТ). Пилотируемый вариант — ППТ — предполагалось оснащать поплавками для обеспечения посадки на воду и возможности повторного использования®1-81.

К началу 1940 года был пред­ставлен проект беспилотной летающей торпеды ППТ (подвесной планер торпедоносец). Боевой вариант пла — нера-бесхвостки с дальностью полета свыше 100 км и скоростью полета до 700 км/ч оснащался автоматикой для обеспечения выполнения боевой задачи. В качестве самолета-носителя рассматривался дальний бомбар­дировщик ДБ-3. Однако 19 июля 1940

Ударные беспилотные и дистанционно-управляемые іетательньїе аппараты

года приказом наркома ВМФ все работы по направлению ПТ были прекращены*’.

В развитие проектов планиру­ющих торпед С. Ф.Валк в 1940 году предложил создать беспилотный летательный аппарат для сброса бомб малого калибра и зажш ательных капсул. Легаїельнмн аппарат тради­ционной “самолетной" компоновоч­ной схемы в цсиїралмюй части фюзеляжа оснащался вращающимся вокруг продольной оси отсеком, разделенным переборками на тесть секторов. При пролете над целью открывались створки бомболюка и сбрасывались бомбы из нижнего сектора. Весом ос і авшихся бомб о і сек доворачивался, сброс бомб произво­дился из следующего сектора из, д. до полного сброса бомбовой нагрузки. Предложенная консірукиня позволя­ла осуществлять равномерное накры­тие бомбами площадных и про­тяженных целей практически без изменения положения цеп гра тяжести аппарата.

С П Королев, работая в ЦКБ-29, в августе 1941 года предложил создать для вооружения самолстов-бомбар- тпровшнков (фронтовой бомбар­дировщик тина “103”) крылатые авнаторпеды А 1 со стартовой массой около 200 кг. Авиа торпеды, осна­щенные жидкостным и пт прямо­точным ракетным твпгатслсм. долж­ны были нмсіь дальность полета около 65 километров.