Горизонтальные астрокомпасы

В горизонтальных астрокомпасах (рис. 205) для определения истинного курса решается уравнение

Т„ = А —Тс,

где ¥„ — истинный курс самолета; гГс — курсовой угол светила (угол между продольной осыо самолета и плоскостью вертикали ZCZ’).

Азимут светила А вычисляется с помощью специального кине­матического вычислителя-сферанта (рис. 206). Для этого в вычи­слитель вводятся значения широты <р места, местного часового уг­ла t и склонения 6 светила (т. е. вводятся значения дуг СК и K. S (рис. 204). Местный часовой угол равен:

t — ^гр І *•»

где tTV — часовой угол светила на меридиане Гринвича, /. — дол­гота места нахождения самолета.

Углы б и trр находятся по авиационному астрономическому ежегоднику (ААЕ).

Сферант работает следующим образом. С помощью специаль­ных устройств (вручную) рамка РШ поворачивается относительно оси ef на угол (р широты места. Этим определяется положение вершины Z сферического треугольника PMZC и дуги PMZ. Ось Л0Рм поворачивается на угол, равный местному часовому уг­лу t светила. Одновременно с осью hOPM через шток ШС склоне­ний поворачивается дуга азимута (ДА), что определяет положение дуги Р-мС сферического треугольника. В свою очередь шток скло­нений ШС при этом перемещается в пазе дуги на угол склонении светила. Происходит дополнительный поворот дуги ДА так, что

Подпись: Рис. 200. Кинематический вычис- литсль-сферант
Горизонтальные астрокомпасы

сторона РмС треугольника поворачивается относительно точки С и занимает положение АС.

Таким образом осуществляется построение сферического треу­гольника CPMZ, из которого определяется величина угла PZC, т. е. угол азимута светила А. Сигнал, пропорциональный углу А, вы­дается с выхода обмотки статора сельсина-датчика СД. Ротор сельсина СД закреплен на оси OZ дуги ДА. Так как часовой угол t непрерывно изменяется во времени, то дальнейшая отработка его производится с помощью часового механизма, который вращает ось hOPм с угловой скоростью ыэ вращения Земли.

Подпись: Рис. 207. Схема измерения курсового угла светила

Измерение курсового угла светила (Солнца) производится сле­дящей системой (рис. 207) с фотоголовкой. Фотоголовка имеет два

фотоэлемента 1 и 2, повернутых светочувствительными слоями в противоположные стороны. Между собой фотоэлементы соединены по дифференциальной схеме.

При неодинаковой освещенности фотоэлементов на входе уси­лителя У1 появится сигнал (в виде напряжения), который после усиления выдается на электродвигатель Д1. Последний поворачи­вает фотоголовку и ротор сельсина-датчика СД курсового угла Ч’с светила. При этом лучи светила должны падать параллельно плоскостям обоих фотоэлементов. Таким образом, с обмоток стато­ра сельсина СД выдается электрический сигнал, пропорциональный углу Ч’с. На обмотки статора дифференциального сельсина СДС, ротор которого был повернут ранее на угол А с помощью вычисли­тельного устройства. В результате этого с обмотки РДС ротора сельсина ДС снимается сигнал напряжения, пропорциональный разности углов Ч’и^А—Ч’с.

С обмотки ротора сельсина-приемника СП напряжение сигнала Ч’И=А—Ч’с подводится к усилителю У2 и после усиления — к электродвигателю Д2.

Электродвигатель устанавливает ротор сельсина СП в согласо­ванное положение и одновременно поворачивает стрелку указа­теля истинного курса Ч’„.

В схеме данного астрокомпаса имеются элементы, уменьшаю­щие креповые ошибки, и элементы путевой коррекции. Последние обеспечивают применение астрокомпаса для выполнения полета по ортодромии.

Горизонтальным астрокомпасом является ДАК-ДБ.

Дистанционный астрокомпас ДАК-ДБ представляет собой по­луавтоматическое устройство, предназначенное для периодического определения истинного курса самолета в любой точке маршрута или непрерывного выдерживания в полете заданного угла ортодро­мии по Солнцу, т. е. ведения самолета по заданной ортодромии.

Астрокомпас ДАК-ДБ может работать в комплексе с перископи­ческим секстантом СП-1, автоштурманом, навигационным коорди­натором, радиополукомпасом (типа АРК-5) и курсовой системой.

Применение астрокомпаса в комплексе с СП-1 дает возмож­ность определять истинный курс самолета в ночных условиях, ког­да с помощью перископического секстанта производится визуаль­ное пеленгование Луны, планет или звезд, а механизмы астроком­паса используются как счетнорешающее устройство для вычисле­ния значений азимута пеленгуемого светила и выдачи истинного курса. При работе в системе автоштурмана, навигационного координатора и радиополукомпаса он используется как датчик ис­тинного курса самолета. При совместной работе с КС он исполь­зуется в качестве корректора КС.

В комплект ДАК-ДБ входят:

вычислитель азимута;

датчик курсовых углов, с помощью которого происходит авто­матическое пеленгование Солнца и, следовательно, определение курсового угла на Солнце;

переходный блок, служащий для связи ДАК-ДБ с КС и други­ми потребителями курса;

блок усилителей, служащий для усиления сигналов следящих систем и для вычисления истинного курса;

путевой корректор, обеспечивающий полет по заданной артодро — мии.