Горизонтальные астрокомпасы
В горизонтальных астрокомпасах (рис. 205) для определения истинного курса решается уравнение
Т„ = А —Тс,
где ¥„ — истинный курс самолета; гГс — курсовой угол светила (угол между продольной осыо самолета и плоскостью вертикали ZCZ’).
Азимут светила А вычисляется с помощью специального кинематического вычислителя-сферанта (рис. 206). Для этого в вычислитель вводятся значения широты <р места, местного часового угла t и склонения 6 светила (т. е. вводятся значения дуг СК и K. S (рис. 204). Местный часовой угол равен:
t — ^гр І *•»
где tTV — часовой угол светила на меридиане Гринвича, /. — долгота места нахождения самолета.
Углы б и trр находятся по авиационному астрономическому ежегоднику (ААЕ).
Сферант работает следующим образом. С помощью специальных устройств (вручную) рамка РШ поворачивается относительно оси ef на угол (р широты места. Этим определяется положение вершины Z сферического треугольника PMZC и дуги PMZ. Ось Л0Рм поворачивается на угол, равный местному часовому углу t светила. Одновременно с осью hOPM через шток ШС склонений поворачивается дуга азимута (ДА), что определяет положение дуги Р-мС сферического треугольника. В свою очередь шток склонений ШС при этом перемещается в пазе дуги на угол склонении светила. Происходит дополнительный поворот дуги ДА так, что
сторона РмС треугольника поворачивается относительно точки С и занимает положение АС.
Таким образом осуществляется построение сферического треугольника CPMZ, из которого определяется величина угла PZC, т. е. угол азимута светила А. Сигнал, пропорциональный углу А, выдается с выхода обмотки статора сельсина-датчика СД. Ротор сельсина СД закреплен на оси OZ дуги ДА. Так как часовой угол t непрерывно изменяется во времени, то дальнейшая отработка его производится с помощью часового механизма, который вращает ось hOPм с угловой скоростью ыэ вращения Земли.
Измерение курсового угла светила (Солнца) производится следящей системой (рис. 207) с фотоголовкой. Фотоголовка имеет два
фотоэлемента 1 и 2, повернутых светочувствительными слоями в противоположные стороны. Между собой фотоэлементы соединены по дифференциальной схеме.
При неодинаковой освещенности фотоэлементов на входе усилителя У1 появится сигнал (в виде напряжения), который после усиления выдается на электродвигатель Д1. Последний поворачивает фотоголовку и ротор сельсина-датчика СД курсового угла Ч’с светила. При этом лучи светила должны падать параллельно плоскостям обоих фотоэлементов. Таким образом, с обмоток статора сельсина СД выдается электрический сигнал, пропорциональный углу Ч’с. На обмотки статора дифференциального сельсина СДС, ротор которого был повернут ранее на угол А с помощью вычислительного устройства. В результате этого с обмотки РДС ротора сельсина ДС снимается сигнал напряжения, пропорциональный разности углов Ч’и^А—Ч’с.
С обмотки ротора сельсина-приемника СП напряжение сигнала Ч’И=А—Ч’с подводится к усилителю У2 и после усиления — к электродвигателю Д2.
Электродвигатель устанавливает ротор сельсина СП в согласованное положение и одновременно поворачивает стрелку указателя истинного курса Ч’„.
В схеме данного астрокомпаса имеются элементы, уменьшающие креповые ошибки, и элементы путевой коррекции. Последние обеспечивают применение астрокомпаса для выполнения полета по ортодромии.
Горизонтальным астрокомпасом является ДАК-ДБ.
Дистанционный астрокомпас ДАК-ДБ представляет собой полуавтоматическое устройство, предназначенное для периодического определения истинного курса самолета в любой точке маршрута или непрерывного выдерживания в полете заданного угла ортодромии по Солнцу, т. е. ведения самолета по заданной ортодромии.
Астрокомпас ДАК-ДБ может работать в комплексе с перископическим секстантом СП-1, автоштурманом, навигационным координатором, радиополукомпасом (типа АРК-5) и курсовой системой.
Применение астрокомпаса в комплексе с СП-1 дает возможность определять истинный курс самолета в ночных условиях, когда с помощью перископического секстанта производится визуальное пеленгование Луны, планет или звезд, а механизмы астрокомпаса используются как счетнорешающее устройство для вычисления значений азимута пеленгуемого светила и выдачи истинного курса. При работе в системе автоштурмана, навигационного координатора и радиополукомпаса он используется как датчик истинного курса самолета. При совместной работе с КС он используется в качестве корректора КС.
В комплект ДАК-ДБ входят:
вычислитель азимута;
датчик курсовых углов, с помощью которого происходит автоматическое пеленгование Солнца и, следовательно, определение курсового угла на Солнце;
переходный блок, служащий для связи ДАК-ДБ с КС и другими потребителями курса;
блок усилителей, служащий для усиления сигналов следящих систем и для вычисления истинного курса;
путевой корректор, обеспечивающий полет по заданной артодро — мии.